Согласно пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время критерием исключения транспортных средств из-под требований законодательства о техосмотре является объем двигателя, а также мощность и максимальная скорость транспортного средства.
Авторы законодательной инициативы при этом ссылаются на данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, в соответствии с которыми за первые девять месяцев 2018 года доля ДТП, произошедших из-за технических неисправностей транспортных средств, составляла всего 3,8%. В этот показатель включаются также сведения о происшествиях с участием всех транспортных средств, которые используются в коммерческих, личных и иных целях. В то же время свыше трети аварий (37,1%) связаны с состоянием улично-дорожной сети. Как утверждают авторы документа, это позволяет сделать вывод о том, что доля ДТП по причине технических неисправностей транспортных средств является совсем небольшой.
«Представляется, что действующая система технического осмотра ввиду значительных сущностных и технических изъянов направлена не на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, а является на сегодняшний день дополнительным финансовым обременением для владельцев транспортных средств. Представляется обоснованным расширить перечень транспортных средств, не подпадающих под действие законодательства о техническом осмотре в целях исключения проведения обязательного технического осмотра для транспортных средств, используемых гражданами-физическими лицами для личных нужд», – отмечается в пояснительной записке.
Депутаты подчеркивают, что введение поправок, предусмотренных законопроектом, позволит усовершенствовать действующее регулирование в области техосмотра транспортных средств, а также улучшит положение физических лиц-собственников транспорта, которые используют его в личных целях.