Высшая квалифколлегия судей 5 февраля отказала нескольким служителям Фемиды в согласии на их переход в “столичный” Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Среди них были и представители московского региона, с которыми тоже отнюдь не церемонились – так, фильтр ВККС не смогла пройти судья Мособлсуда, являющаяся дочерью члена Совета Федерации, после чего ее коллега, изначально будто бы настроенный весьма бодро, неожиданно снял свою кандидатуру прямо в зале заседаний.
Судью Московского областного суда с 2014 года Евгению Бирюкову квалифколлегии представил докладчик по ее делу – председатель Московского окружного военного суда Вячеслав Осин. Из его пятиминутного выступления следовало, что 40-летняя Бирюкова, окончившая Уральскую государственную юридическую академию, до того, как надела мантию, в 2001–2014 годах работала в органах прокуратуры.
– Стаж судебной работы, – здесь Осин сделал выразительную паузу, – пять лет… судья четвертого квалифкласса…
Докладчик упомянул о ее положительных характеристиках – как из прокурорской системы, так и из Мособлсуда. Показатели работы были скромно названы “хорошими”. Осин упомянул, что Бирюкова разведена, и перешел к составу семьи кандидата, который, судя по всему, произвел определенное впечатление на ВККС.
– Мать – судья в отставке, – не торопясь сообщил он. – Проживает в Кисловодске. Отец – член Совета Федерации от Калмыкии (речь шла о сенаторе, а в прошлом – первом замгенпрокурора РФ Юрии Бирюкове – прим. ред.). Сын – учащийся школы. Сестра – федеральный судья Кисловодского городского суда. Отец ребенка работает в органах прокуратуры. Бывший супруг – сотрудник МВД по Ставропольскому краю.
После того как докладчик уточнил, что проверочные мероприятия проведены в полном объеме и позволяют рассмотреть кандидатуру по существу, председатель ВККС Николай Тимошин разрешил задавать Бирюковой необходимые вопросы.
– У меня вопросов нет, – откликнулся, пожав плечами, Осин.
– А вы какие дела рассматривали? – поинтересовался в свою очередь Тимошин и получил ответ “об административных правонарушениях”. Затем глава квалифколлегии задал пару вроде бы невинных вопросов об экс-супруге претендента, а также об отце сына-школьника. Выяснилось, что ни с первым, ни со вторым Бирюкова не проживает – оба они успели вступить в новые браки и обзавестись своими детьми.
– Уважаемые коллеги, кандидатура Евгении Юрьевны Бирюковой не поддерживается! – как гром среди ясного неба, в наступившей тишине твердо прозвучал голос председателя Второй кассации Анатолия Бондара (тоже, кстати, в прошлом заместителя генпрокурора). Точно в таком же ключе высказался и глава секретариата председателя Верховного суда РФ Роман Рябзин. ВККС принимала решение за закрытыми дверями порядка четверти часа, после чего Тимошин зачитал его резолютивную часть: в рекомендации Бирюковой было отказано.
Вскоре после нее в зал довольно уверенной походкой вошел 63-летний судья-цивилист кассационной инстанции Мособлсуда Григорий Вердиян (в суде он работает с 2007 года) и разместился за “кандидатским” столом.
– Заявление свое поддерживаете? – обратился к нему с обязательным вопросом Тимошин.
– Я хотел бы отозвать заявление, – выдохнул Вердиян и покачал головой, точно о чем-то сожалея. Его слова можно было назвать действительно неожиданными – в коридоре кандидат выглядел достаточно расслабленным, спокойным, улыбчивым и предупредительным к другим соискателям новых должностей.
– Отозвать… отозвать? – с долей удивления отреагировал глава ВККС. – А вы что же, с таким заявлением к нам пришли сюда, Григорий Вачаганович?!
– Нет, я его сейчас напишу, сейчас, – сообщил судья.
– А, это только желание! – заметил Тимошин. – Ну тогда мы пока прервемся в рассмотрении… а вы уж письменно обратитесь!
– Хорошо-хорошо, сейчас, – опять ответил Вердиян, хлопнув себя по карманам, точно ища ручку. Затем он покинул зал.
– А можно вот по этому вопросу… – внезапно заговорил, привстав, выглядевший обескураженным Анатолий Бондар. Все разом что-то заговорили, четко послышалось: “Нет-нет, не сейчас!” и “Отказ – это какие-то проблемы явно, явно!”
– Давайте мы уже следующего кандидата рассмотрим! – примирил всех председатель ВККС.
Видимо, находясь под впечатлением от такого демарша Вердияна, коллегия потратила на появившуюся перед ней судью Костромского областного суда 51-летнюю Ирину Веремьеву фактически рекордные две с половиной минуты. Служителю Фемиды с 15-летним стажем не задали ни одного острого вопроса – за исключением тех, которые касались профессии ее брата и оплаты им штрафов за нарушение ПДД. Лишь Тимошин уточнил, отражены ли в декларации кандидата сведения о продаже земельного участка и двух домов на нем. Получив положительный ответ, он передал слово Бондару и Рябзину, тут же без оговорок поддержавшим Веремьеву. Рекомендацию квалифколлегии она получила единогласно.
ВККС не рекомендовала во Вторую кассацию дочь сенатора и сестру судьи