Бизнес

У Олега Дерипаски заиграли все инструменты

Бизнесмен Олег Дерипаска (в центре)После снятия санкций США с En+, «Евросибэнерго» и «Русала» сразу исчезли все ограничения на работу связанных с ними инструментов. Лондонская фондовая биржа возобновила торги депозитарными расписками En+, Лондонская биржа металлов (LME) — сделки с продукцией «Русала», а Clearstream — операции с бумагами компаний.

При этом, несмотря на отсутствие санкций, сохранится и российская господдержка алюминиевой компании: чиновники ее позиционируют как системную для всей отрасли, фактически единственным участником которой выступает «Русал».

Управление по контролю над иностранными активами Минфина США (OFAC) объявило о прекращении санкций в отношении En+, «Русала» и «Евросибэнерго», ранее подконтрольных Олегу Дерипаске, 27 января, а уже 28 января начали сниматься все возникшие в связи с этим меры ограничения. Так, Лондонская биржа металлов разблокировала сделки с алюминием «Русала», Лондонская фондовая биржа возобновила торговлю GDR En+, клиринговая Clearstream — операции с GDR En+, обыкновенными акциями «Русала» и «Иркутскэнерго» (входит в «Евросибэнерго»), долларовыми облигациями «Русала».

Акции «Русала» на Гонконгской бирже по итогам решения OFAC подорожали на 9,4%.

После попадания в SDN-список «Русал» не мог нормально перезаключать долгосрочные контракты, по которым в основном и строится взаимодействие с подрядчиками, поставщиками и клиентами, говорит источник “Ъ” в экспертном сообществе. «Работа ограничивалась действием лицензий OFAC,— поясняет он.— По возможности контрагенты заключали краткосрочные контракты или допсоглашения к длинным, при этом, скорее всего, по большинству из них с “Русалом” работали по предоплате из-за риска введения санкций, и компании требовался больший оборотный капитал». Теперь, по словам собеседника “Ъ”, компания сможет восстановить нормальные связи с контрагентами.

При этом, добавляет источник “Ъ”, все время ограничений заводы «Русала» работали на полную мощность, в связи с чем возникает вопрос, какой сейчас у компании запас металла на складах, распродавала ли она его с дисконтом или оставила какой-то физический запас на балансе. Такой вопрос явно остается и у участников рынка алюминия, цены на который после снятия санкций с «Русала» упали на 2,3%, до $1,8 тыс. за тонну.

По мнению Олега Петропавловского из БКС, снижение цен фундаментально не обосновано, так как поставки «Русала» проседали только во втором квартале, а в третьем были выше досанкционного уровня — тогда же компания распродала свой сток. По его словам, это краткосрочная реакция рынка и в ближайшее время цены на алюминий восстановятся до уровня в районе $2 тыс. за тонну. После исключения из SDN-списка «Русалу» станет проще реализовывать алюминий, в частности, за счет возвращения на LME. «Уйдет дисконт, который у них был все это время в ценах по сравнению с рыночными»,— отмечает господин Петропавловский. Также, говорит он, компания сможет вновь реализовывать договоры о продаже алюминия третьих лиц.

В России инвесторы отнеслись к снятию санкций с «Русала» с меньшим энтузиазмом, его акции на Московской бирже подешевели на 2,25%.

Однако российские власти не собираются прекращать поддержку «Русала». По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, «за прошедший с момента введения санкций в отношении “Русала” период правительством РФ не принимались отдельные решения, направленные на поддержку компании». «Все меры, реализуемые Минпромторгом, направлены на формирование условий развития инновационных производств»,— заверил он, добавив, что Минпромторг продолжит формирование условий для развития производств высоких переделов из алюминия.

Операций по бумагам En+ в Лондоне 28 января не было, в Москве они подорожали на 3,73%. Компания официально объявила, что в рамках снижения доли Олега Дерипаски (ключевое условие снятия санкций) конвертировала 8,75% акций «Русала», принадлежащих трейдеру Glencore, в довыпущенные акции En+, что обеспечит трейдеру 10,55% в холдинге. ВТБ, владевший 7,65% En+, объявил об увеличении доли до 22,27% и о передаче прав голоса по основной части этого пакета: банк будет голосовать 6,25% акций.

Также компания обновила совет директоров, избрав семь новых независимых членов помимо лорда Грегори Баркера. Последний возглавляет совет и был автором плана вывода структур господина Дерипаски из-под санкций. По данным Reuters, права на голосование основной частью пакета ВТБ будут переданы независимому управляющему Дэвиду Крейну. Он входит в число управляющих, которые будут голосовать частью акций En+: среди них также Ди Джей Бейкер, Артур Додж и джерсийская компания Ogier Global Nominee. «Русал» по требованию OFAC вывел из состава совета директоров Жан-Пьера Тома, который возглавил его 1 января, также совет покинул Филипп Мельфэ. Очевидных перекосов в сторону «бывших американских официальных лиц» в новом совете директоров En+ источники “Ъ” не видят, но и оставшихся в составе русских также не считают связанными с Олегом Дерипаской. Для остальных активов бизнесмена санкции продолжают действовать (ГАЗу дана отсрочка до 7 марта).

Наталья Скорлыгина, Ольга Никитина

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Законопроект о национализации решили смягчить

admin

Coca-Cola уйдет с российского рынка

admin

Одна из крупнейших в России автодилерских компаний передана государству

Editor

Оставить комментарий

68586856