Как отмечают в министерстве, сейчас почти треть преступлений, выявляемых таможенниками, относится к контрабанде алкогольной и табачной продукции, ответственность за которую установлена статьей 200.2 Уголовного кодекса РФ. Вместе с тем таможенные органы правомочны в полном объеме в форме дознания расследовать лишь уклонение от уплаты таможенных платежей и контрабанду наличных денежных средств и денежных инструментов, предусмотренные частями 1, 2 статьи 194 и частью 1 статьи 200.1 УК РФ.
В Минфине полагают, что преступления по статье 200.2 УК РФ «фактически не являются более сложными для расследования», чем уголовные дела об уклонении от уплаты таможенных платежей, а отсутствие необходимости устанавливать причиненный ущерб «существенно упрощает доказывание». В тех же случаях, когда контрабанда выявляется при перемещении товаров непосредственно физлицами, то есть преступление совершается в условиях очевидности, производство предварительного расследования и вовсе не представляет сложности и «по существу заключается в проведении в кратчайшие сроки ограниченного числа мероприятий по фиксации обстоятельств совершенного противоправного деяния».
Кроме того, таможенниками и так фактически расследуется значительная часть контрабанды по статье 200.2 УК РФ. Это случаи, когда по одному и тому же факту одновременно с возбуждением в отношении физлица уголовного дела о контрабанде в связи с недекларированием либо недостоверным декларированием возбуждается дело об административном правонарушении по соответствующей статье главы 16 КоАП в отношении юрлица.
Законопроектом предлагается передать дознавателям ФТС расследование тех преступлений по части 1 статьи 200.2 УК РФ, которые были выявлены самими таможенниками. Поправки сформулированы таким образом, чтобы в силу положений части 5 статьи 151 УПК по уголовным делам этой категории сохранялась возможность производства следствия следователями органа, выявившего преступление.
Поправки в УПК от Минфина: кто раскрыл преступление, тот и расследует