“Независимый” журналист Евгений Михайлов – проплаченный “провокатор”, беспринципный “шантажист” и “разжигатель” конфликтов, или как рождаются фейковые новости на юге России..
Главный редактор газеты «Аналитика Юга России», эксперт по геополитике и межнациональным отношениям, лауреат премии Союза журналистов России в номинации «Профессиональное мастерство» – такова лишь часть регалий Евгения Михайлова, позиционирующего себя в качестве столпа независимой отечественной журналистики.
Совсем недавно Михайлов выпустил очередную серию своих расследований, претендующих на сенсацию – в одном получасовом видеоролике связал воедино такие нашумевшие сюжеты, как «тракторный марш» фермеров Краснодарского края, скандалы вокруг кубанской «золотой судьи» Елены Хахалевой и конфликт вокруг крупного сельхозпредприятия ЗАО «СКВО» из Ростовской области.
Совпадение? Не думаю! – громко заявляет Михайлов, пытаясь найти между этими эпизодами некие тайные связи, ведущие к одному из южных холдингов. Не нужно быть профессиональным работником СМИ и даже лауреатом журналистских конкурсов, чтобы понять: вся эта конспирология основана на домыслах, не имеющих никакого отношения к действительности (в чем сам Михайлов регулярно признает в своих «расследованиях»). Зато не подлежит сомнению тот факт, что Михайлов ввязался в очередную аферу вместе с такими же сетевыми “проходимцами” – блогером Олегом Лурье и «бизнес-тренером» Дмитрием Портнягиным.
Самозванец из Таганрога
Как и многие дутые «звезды» журналистики, Евгений Михайлов начинал свою карьеру в СМИ в мелких провинциальных изданиях после того, как в бурной молодости успел побывать в разных горячих точках. Начинающему амбициозному автору такая работа ничего, кроме постоянной нервотрепки, не сулит – гонорары в заштатных газетенках кот наплакал, а конкуренция за место велика, даром что журфаки региональных вузов каждый год штампуют выпускников пачками.
Так что единственный способ поднять хоть каких-то деньжат для провинциального писаки – сдружиться с сильными мира сего (по меркам своего городка, конечно же) и начать отрабатывать их заказы, чаще всего сомнительного толка.
По такому пути и пошел Евгений Михайлов, занявшись журналистикой в городе Таганроге Ростовской области. Попав в круг местных уважаемых людей, он быстро понял, что главное в его профессии – не доносить до своих читателей достоверную информацию, а торговать своими услугами направо и налево.
Прием «клиентов» Михайлов, не стесняясь, вел в одном из таганрогских кафе, демонстрируя всем уровень своих связей. Беря деньги у одних людей и отрабатывая заказ на страницах своего бульварно-аналитического листка, Михайлов чуть ли не на следующий день мог написать на ту же тему с точностью до наоборот, если вторая заинтересованная сторона занесла ему в кафе немного больше денег.
Ваша правда за ваши деньги – таков девиз «независимой журналистики» в исполнении Михайлова. Следование этому принципу уже не раз приводило его в зал суда по искам о защите чести и достоинства со стороны тех, кого Михайлов без стеснения «мочил» в своих роликах и публикациях, но до недавнего времени ему удавалось выйти сухим из воды.
«Я работаю только на фактах. В основном. Мы опираемся только на документы и публикации в СМИ. В остальных случаях мы не обвиняем, а предполагаем, выстраивая логические цепочки», – формулирует он свое журналистское кредо в одном из «расследований». На практике же это означает только одно: заказать Михайлову можно кого угодно – губернатора, судью, бизнесмена или высокопоставленного сотрудника правоохранительных органов. Было бы у заказчика достаточно денег, а безошибочная логика уже выведет к нужной цели и без каких-либо фактов. Если же факты идут против логики Михайлова, то тем хуже для фактов!
Понятно, что работать «сливным бачком», особенно за пределами столицы нашей родины, журналисту можно только под хорошей «крышей». Что бывает с теми редкими журналистами-правдорубами, которые решили бороться с коррупцией по собственной воле, в донской прессе знают все, вспоминая о блогере Сергее Резнике, авторе куда менее острых публикаций, который несколько лет провел в местах не столь отдаленных. А вот Евгений Михайлов уже который год радует читателей своим разоблачительным творчеством – и хоть бы что ему! Совпадение? Едва ли.
Еще работая в Таганроге, Михайлов открыто заявлял, что его «крышует» сам начальник ГУВД Ростовской области Андрей Ларионов, которого в начале 2013 года командировали сюда, чтобы навести порядок в разболтавшемся при прошлом руководстве полицейском главке. В эту версию можно охотно поверить. Сам Ларионов был человеком творческим – в свободное от основной работы время писал стихи и даже становился лауреатом поэтических конкурсов, а подобное, как мы знаем, тянется к подобному. Стоило Михайлову однажды написать разгромную статью о сотрудниках ДПС, как контакт с областным главком полиции тут же был установлен: спустя непродолжительное время он уже превозносит заслуги доблестных гаишников, а заодно и щеголяет своим близким знакомством с генералом.
“Мошенник”-лауреат
Но служба на Дону оказалась для Андрея Ларионова недолгой. Повысить дисциплину среди подчиненных ему так и не удалось, а на деле в Ростовской области начались настоящие «ментовские войны». После того, как количество уголовных дел против высокопоставленных донских полицейских приобрело угрожающие масштабы, генерала и поэта Ларионова в середине 2017 года отозвали в Москву, и Михайлову пришлось искать себе новых покровителей.
К тому времени Михайлов мог уже заявлять о себе как о маститом журналисте. Шутка ли! – автор нескольких десятков «расследований», которые Михайлов в какой-то момент стал публиковать на собственном Youtubе-канале с нешуточной аудиторией, падкой до дешевых разоблачений. Да и заголовки почти каждого ролика – не в бровь, а в глаз: «Закат бесятника», «Смертельный дом под крышей прокурора», «Кто главный вор на Ставрополье?» и т.д.
Действенность и эффективность журналистики, способность СМИ влиять на общественное мнение и бороться с острыми социальными проблемами, привлекая к ним внимание правоохранительных органов – такими хвалебными словами описывали деятельность Михайлова организаторы конкурса.
Непосвященный читатель, наверное, решит, что быть лауреатом конкурса Союза журналистов России – это настолько круто и престижно, что сотрудник любого российского СМИ только и мечтает об участии в конкурсах этой организации. Смеем разочаровать тех, кто не погружен в специфику российской журналистики: большинство состоявшихся профессионалов этой сферы вообще не являются членами СЖР.
Просто не видят в этом смысла, потому что никаких реальных проблем пишущей братии союз журналистов не решает, а влияние этой организации близко к нулю. Хотя если вам нужен ее членский билет или красивый диплом в рамочке, никаких проблем: любой каприз за ваши деньги. Этим Михайлов и воспользовался, что лишь еще раз подчеркивает сущность СЖР – в любой уважающей себя редакции такого расследователя с репутацией «сливного бачка» просто не пустили бы на порог.
Но в том и состоит талант профессионального «афериста», что он умеет пустить пыль в глаза, выставив себя крайне влиятельной персоной. Так что нет ничего удивительного в том, что следующим пунктом назначения для Михайлова стала Чечня, где он с некоторых пор обосновался.
Прощупывал почву в этой республике Михайлов давно, в том числе записывая видеообращения к ее главе Рамзану Кадырову, и в итоге нашел-таки себе там заступников. Зачем «независимому журналисту» понадобилось уехать в столь специфический регион? Ответ предельно прост: Михайлов прекрасно знает, что в случае, если к его персоне появится интерес у правоохранительных органов, привлечь его к ответственности в Чечне будет гораздо сложнее, чем в любом другом месте Российской Федерации. Такая уж специфическая территория.
Собственно, так и произошло сразу же после недавнего «разоблачения», упомянутого в начале этой статьи. Пообещав вывести на чистую воду рейдеров, якобы стоящих за информационной атакой на судью Хахалеву и расследованиями махинаций вокруг ЗАО «СКВО», Михайлов заявил, что требует признать его ролик публичным обращением в правоохранительные органы. Обращение действительно состоялось, только заинтересовались правоохранители самим Михайловым – слишком уж откровенную «заказуху» он отрабатывал в своем видеосюжете.
Но на сделанное ему предложение лично изложить все имеющиеся у него доказательства следственным органам Ростовской области и Краснодарского края Михайлов без тени смущения ответил: я проживаю в Чеченской Республики и буду общаться только с ее представителями. Такое вот своеобразное понимание территориальной целостности и единого правового поля Российской Федерации у нашего независимого журналиста.
Вестник “пантюркизма”
Отдельная страница в творческой биографии Евгения Михайлова – его публикации о межнациональных отношениях на юге России и в Закавказье. Любой хоть сколько-нибудь профессиональный журналист знает, насколько деликатна эта тема и как важно для автора, который за нее берется, соблюсти незаинтересованность своих оценок и суждений. Но поскольку Михайлов – не профессиональный журналист, а «сливной бачок», никакие элементарные нормы журналистской этики для него недействительны. Вот и появляются в результате публикации и видеоролики, где «независимый журналист» без стеснения продвигает интересы Азербайджана и Турции, подавая такие сложные темы, как, например, конфликт в Нагорном Карабахе, исключительно с точки зрения одной из его сторон.
В одном из своих сюжетов Михайлов, например, с восторгом рассказывает о том, как он «вернулся из Баку с международной конференции по безопасности», где шла речь «об оккупации армянами Нагорного Карабаха». После чего выпускает целую серию роликов об «арменизации юга России», где делает абсолютно бредовое заявление, что «окрепнувшая и мощная армянская диаспора» на юге России готовится к «отделению Причерноморского региона Краснодарского края от России с провозглашением Армянской республики».
Здесь уже и речи нет о том, чтобы обращаться к фактам хотя бы «в основном» – перед нами просто открытое разжигание вражды, причем наверняка щедро проплаченное. Своим спонсорам Михайлов воздает должное, открыто признавая их величие. Особенную любовь он питает к президенту Турции Реджепу Эрдогану – не потому ли, что приемам массовой пропаганды в Азербайджане учатся на примере родины идеологии пантюркизма? «Заголовки «Бархатные грезы «розовых армян»» и «Пыточное эхо Карабаха» носят провокационный характер, т.е. не передают основное содержание спорных видеосюжетов… На третьей минуте сюжета начинается перечисление имен людей, пришедших к власти в Армении и, по утверждениям голоса за кадром, проводящих антироссийскую политику. Конкретных доказательств того, что все они – «воспитанники заокеанских фондов» и один из них выступает за отмену кириллицы, не приводится.
Прогнозы, которые звучат в сюжете, носят пессимистический, устрашающий характер. Так, на шестой минуте утверждается, что «в этой ситуации, когда Ереван теряет ориентиры, Москва может допустить военный возврат спорных территорий Карабаха. На это может сыграть все усиливающееся стратегическое партнерство с Баку». Данное утверждение, которое звучит, как политическое заявление, высказываниями российских лидеров не подкреплено», – отмечает профессор кафедры национальных и глобальных медиа Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета Светлана Шайхитдинова, которая не так давно провела экспертизу ряда роликов Михайлова по жалобе ростовчанина Самвела Закаряна.
Эти выходки Михайлова, конечно, быстро привлекли внимание общественности. В прошлом году ученые и журналисты многонационального Ростова-на-Дону направили заместителю генерального прокурора РФ по Южному федеральному округу Андрею Кикотю заявление о том, что в публикациях Михайлова содержатся признаки преступления по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе). Однако пока обращение осталось без должной реакции. Летом стало известно, что Таганрогский отдел Следственного комитета РФ по Ростовской области отказался возбуждать против Михайлова уголовное дело. Но Михайлов к тому времени уже успел перестраховаться. Узнав об интересе к нему правоохранителей, он поспешил закрыть свою мутную конторку ООО «Аналитика и безопасность» с уставным капиталом 10 тысяч рублей, через которую много лет прогонял гонорары за свои «расследования». Оно и понятно – по нынешним временам с заказчиков лучше брать наличными, тем более спрос на творчество Михайлова по-прежнему высок.
Ларчик просто открывался
Кто же конечный выгодополучатель последнего «расследования» Михайлова? Для ответа на этот вопрос каждый может обратиться к списку видеороликов на его канале. До некоторых пор немалая часть сюжетов Михайлова была посвящена коррупции в судебной системе Краснодарского края. «Отдельная каста неприкасаемых» – так характеризовал Михайлов кубанских судей в ролике, который опубликовал всего год назад. «Верховный суд в шоке от краснодарской Фемиды» – ролик с этим заголовком вышел в ноябре прошлого года. «Я очень надеюсь, что новый глава Краснодарскому краевого суда, который придет на смену дедушке Чернову, наведет порядок среди так называемых профессионалов в своем президиуме… В Краснодарском крае, а точнее, в его краевом суде совершенно не уважают права СМИ» – это уже фрагмент из ролика Михайлова, вышедшего в прошлом декабре.
И вот по прошествии каких-то нескольких месяцев наш «разоблачитель» публикует на своем канале новый сюжет, где прямым текстом утверждает, что судья Елена Хахалева, которая давно стала нарицательным именем судейской коррупции на Кубани, оказывается стала жертвой информационной атаки со стороны неких коммерческих структур. Извините, Евгений, а как же ваши прошлые «расследования»? Где же ваша хваленая действенность и эффективность журналистики, привлекающая внимание правоохранительных органов? Или вы неожиданно прозрели, а до этого возводили напраслину на Краснодарский краевой суд?
Вряд ли стоит рассчитывать, что Михайлов даст ответы на эти простые вопросы, которые перечеркивают «независимость» его публикаций. Не в его это правилах – брать свои слова обратно. Главное – что есть стабильный поток заказов на очередные фейковые новости, которые потом незамедлительно разлетаются по соцсетям. Вот оно как, оказывается, а мы-то и не догадывались – удивится обыватель, ознакомившись с очередным видеотворением Михайлова и ему подобных. И невдомек ему, что грош цена этим откровениям вчерашнего провинциального бумагомарателя. Он-то по наивности своей думает, что прикоснулся к тайнам «элиты», а для сильных мира сего он не более чем прислуга, которую не пускают дальше сеней, и расходный материал: надо будет – вытрут о Михайлова ноги, и пойдут дальше.
В такой ситуации уже однажды оказался еще один «сливной бачок» – скандальный журналист и блогер Олег Лурье, который сейчас вместе с Михайловым отрабатывает тему конфликта вокруг ЗАО «СКВО». Схема действий Лурье та же самая: подключиться к какому-нибудь скандалу, а потом попытаться состричь с его фигурантов отступные. Именно так он и действовал в случае с той же судьей Хахалевой: сначала писал о ее фальшивом дипломе и связях с грузинской организованной преступностью, а затем убедительно опровергал свои же «расследования». Правда, не всегда этот срабатывает. За попытку шантажировать сенатора Владимира Слуцкера и его супругу информацией, полученной от неизвестных благодетелей, Лурье уже отсидел несколько лет за решеткой, хотя эта история его, как видно, ничему не научила.
Никаких уроков из нее не вынес и Михайлов, полагающий, что его покровители и заказчики гарантируют ему неприкосновенность. Опрометчивое заблуждение: то, что Лурье, Михайлов и еще один блогер-проходимец Дмитрий Портнягин сейчас дуют в одну дуду, не вызывает никаких сомнений и обязательно получит должную оценку правоохранительных органов уже в ближайшее время.
Эту троицу объединяет и еще одна особенность. Хорошо известно, что среди сверхактивных блогеров и интернет-троллей немало психопатологических личностей: заправилы популярных сетевых аккаунтов и блогов четко вписываются в «темный квартет» – садизм, макиавеллизм, нарциссизм и психопатия.
Эти персонажи легко находят друг друга по принципу «подобное тянется к подобному» – вот почему на наживку заказчиков наподобие Елены и Анны Касьяненко так легко клюют различные сетевые мошенники. Люди с антисоциальными расстройствами личности, которые проявляются в извращенном, преступном или аморальном поведении без сочувствия или раскаяния, в патологической лживости, сами склонны создавать параллельное общество, живущее по собственным законам – такое же, как и печально известное параллельное правосудие.
Егор Петраков, Сетевое издание The Moscow Post
http://www.moscow-post.su
http://yerkramas.org/article/158755/vasha-pravda-za-vashi-dengi-ili-vestnik-pantyurkizma