Массовая безработица из-за введения домашнего карантина может ударить по государствам сильнее, чем пандемия коронавируса сама по себе. Об этом корреспонденту «Росбалта» рассказал Андрей Щербак, руководитель департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
«Если отойти от чисто медицинской стороны вопроса, мы видим, что во многих секторах экономики ситуация разворачивается самым драматическим образом. Медленно умирает сфера гостеприимства — а это не только турагентства, но и гостиницы, рестораны, кафе с уличной едой, гиды, экскурсоводы. Страдают торговые развлекательные центры и другие места досуга, спортклубы, зоопарки, учреждения культуры и образования. Все замирает», — говорит политолог.
По мнению Щербака, очень многие из-за карантина рискуют стать безработными.
«По моим ощущениям, у среднего сотрудника могут быть запасы, которые позволят ему просуществовать без работы не более 2-3 месяцев, при плавном снижении уровня потребления, а с ним и качества жизни. На это время многие компании могут выплачивать сотрудникам часть зарплаты. А что будет после? Положим, в Москве и Петербурге региональные власти смогут как-то кого-то поддержать. А в других регионах? Поможет ли федеральный центр?» — задается вопросом эксперт.
По его словам, у крупных компаний, которые находятся «ближе к телу», шансов на поддержку от государства будет больше, чем у малого и среднего бизнеса.
«Безработица может спровоцировать социальное напряжение. Это не только наша история, она международная. Многие страны уязвимы — если у них нет резервов для того, чтоб поддержать всех. В зоне риска Россия, но особенно — Украина, Молдова, страны средней Азии и Балтии. Такая ситуация — это потенциальная „пороховая бочка“, может рвануть сразу, как только кончатся внутренние резервы», — говорит Андрей Щербак.
По его мнению, многое зависит от того, как международные организации и страны первого мира будут готовы помогать государствам более «хрупким».
«Правительствам нужно сделать крайне сложный выбор: между рекомендацией врачей сидеть дома и объективной реальностью. Ясно, что страны первого мира быстрее купируют последствия карантина — Италия, к примеру, совсем не бедная страна. Но остальные? Нужен разумный баланс между политикой жесткого карантина и теми рисками, которые может она повлечь», — резюмирует политолог.
О том, как на российской экономике отразится начинающийся экономический кризис и что делать россиянам на фоне грядущих потрясений, в подкасте «Росбалта» рассказывает экономист, директор консалтинговой компании Nova Team Вадим Жартун.