На примере двух бывших свалок в Ейском районе Верховный суд России подтвердил, что их рекультивация не освобождает от компенсации ущерба за порчу земель.
29 апреля 2020 года судья Верховного суда России Ирина Грачёва приняла важное в процессуальном значении определение, которым подвела черту под длительным судебным процессом между Управлением Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и сельхозпредприятием ЗАО “Воронцовское” из Ейского района Краснодарского края. Процесс был посвящён вопросу взыскания компенсации экологического вреда, причинённого землям сельскохозяйственного назначения в результате размещения на них свалок отходов.
История эта начиналась так. В феврале–марте 2016 года Управление Россельхознадзора провело внеплановую проверку соблюдения природоохранного законодательства при использовании земельного участка сельхозназначения 23:08:0206000:4, расположенного в Ейском районе. Участок площадью 18 га является собственностью Краснодарского края. С 1999 года он находится в аренде у ЗАО “Воронцовское”.
В ходе проверки на участке были обнаружены две несанкционированные свалки отходов площадью 1,074 га и 0,26 га. Эксперты ФГБУ “Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория” отобрали пробы почвы для исследования на химико-токсикологические загрязнения. Полученные результаты показали превышение допустимых норм цинка, свинца, марганца. По факту выявленных нарушений в отношении ЗАО “Воронцовское” был составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ (Порча земель). Общество признали виновным, оштрафовали на 40 000 рублей и обязали ликвидировать свалки.
В дополнение к этому эксперты подсчитали, что общий ущерб, нанесенный ЗАО “Воронцовское” землям сельхозназначения, составляет 12 млн 700 тыс. 800 рублей. В целях взыскания этого ущерба в июле 2017 года Управление Россельхознадзора обратилось с соответствующим иском в Арбитражный суд Краснодарского края. 15 июня 2018 года судья Артем Назыков удовлетворил требования ведомства в полном объёме. При этом к тому времени, как свидетельствует соответствующий космоснимок, свалки уже были ликвидированы.
Решение устояло в 15-м арбитражном апелляционном суде, однако Арбитражный суд Северо-Кавказского округа решения нижестоящих инстанций отменил и отправил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края, указав на ряд изъянов, допущенных при их принятии.
При новом рассмотрении истец счёл возможным вычесть из суммы ущерба затраты ответчика на рекультивацию земельного участка – всего около 3 млн рублей. Таким образом сумма взыскания составила 9 млн 633 тыс. 073 руб. 12 июля 2019 года решением Арбитражного суда Краснодарского края требования были удовлетворены в полном объёме. Мотивируя решение, суд со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2016 №225-О указал, что “восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствия загрязнения окружающей среды (земель)….. Проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы”.
ЗАО “Воронцовское” оспорило это решение сначала в апелляционной инстанции, затем в касационной. Однако сначала Пятнадцатый апелляционный арбитражный суд, а затем и Арбитражных суд Северо-Кавказского округа оставили это решение в силе. А 29 апреля оно утверждено и Верховным судом РФ.
Это первое дело, касающееся взыскания компенсации экологического вреда за размещение свалок на землях сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, которое дошло до Верховного суда России. Ранее, в марте 2020 года, Верховным судом было принято подобное решения в отношении участка сельхозземель в Московской области.
С учётом того, что практика размещения свалок на землях сельскохозяйственного назначения в Краснодарском крае имеет широкое распространение, причем многие подобные свалки имеют значительно большую площадь, чем свалки, вменённые в вину ЗАО “Воронцовское”, данное судебное дело и утверждение его результатов Верховным судом имеет принципиально важное значение. Оно должно послужить для сельхозпроизводителей ясным сигналом, что им самим необходимо выявлять и ликвидировать любые свалки на сельхозземлях, находящихся в их ведении, пока эти факты не выявлены экологическими общественными организациями или контрольными органами.