Однако еще одним фактором является рост численности медуз, у которых та же пищевая база, что и у ценных промысловых ресурсов. Выедая значительную часть зоопланктона, медузы не позволяют нормально питаться личинкам хамсы и тюльки, а также нагуливаться взрослым особям. Поскольку медузы являются активным конкурентом молоди промысловых рыб, поднимается вопрос о массовом вылове желетелых.
«Ученым поручено обосновать объемы рекомендованной добычи медуз в Азовском и Черном морях на 2021 год для промышленного рыболовства и биологической мелиорации, а также подготовить биологическое обоснование для внесения медуз Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна в перечень малоценных видов водных биоресурсов. Учитывая высокую численность медуз и их воздействие на кормовую базу промысловых объектов, участники совета поддержали необходимость разработки методов лова желетелых, а также способов их переработки и реализации с учетом практики на Дальнем Востоке», – говорится в сообщении пресс-службы Росрыболовства.
Кстати, в Азово-Черноморском бассейне встречаются два вида желетелых – аурелия (Aurelia аurita, фото слева) и корнерот (Rhizostoma pulmo, фото справа). Что касается последнего, то корнерот широко используется в китайской кухне, как морепродукт. А в Советском Союзе оба вида медуз вылавливали для последующей переработки и приготовления кормов, необходимых в животноводстве и птицеводстве.
Рекомендованный объем вылова медуз в Черном море составляет порядка 300 тонн, а в Азовском – 100, но в настоящее время даже в этих объемах никто из рыбопромышленников ловом медузы не занимается.
Медузы содержат ценные структурные белки – коллаген и эластин, биологически активные вещества – гликозамингликаны (гиалуроновую кислоту, хондроитинсульфаты, гепарансульфат и др.), липиды, макро- и микроэлементы, благодаря чему они являются сырьём для производства пищевой, косметической и др. продукции.