Люди уже свыклись с тем, что сегодня жизнь приходится делить на две части: до начала пандемии коронавируса и после. Но если в повседневной жизни деление это весьма условно, то в бизнесе все гораздо сложнее.
Например, кубанские строители совершенно четко разделяют для себя два этих периода. И сегодня, несмотря на существенную для отрасли поддержку со стороны государства, предприятия стройиндустрии (и крупные, и мелкие) переживают отнюдь не простые времена.
В первой половине 2020 года кубанские застройщики сдали в эксплуатацию на территории всего края жилые объекты общей площадью почти 2 млн кв. метров. Много это или мало – трудно сказать, но в администрации региона не без гордости заявляют, что и в этом году по объемам жилищного строительства Краснодарский край стабильно держится на третьем месте после Москвы и Московской области.
Если опираться на голые цифры статистики, то поначалу может показаться, что даже в период введения в крае жестких карантинных мер в марте-июне прошлого года из-за коронавирусной инфекции, строительные компании не сбавляли темпы производства, словно пандемия обошла их стороной.
Так, только в одном Краснодаре во второй половине 2020 года было введено в эксплуатацию 57 многоквартирных домов. Это почти 730 тыс. кв. м жилья, что на 37% больше аналогичного периода 2019 года.
По данным краевых властей, в строительном комплексе региона занято почти 70 тыс. человек. Столько же ежегодно в край въезжает иностранных рабочих, треть которых трудится на строительных объектах региона.
По итогам 2019 года строительные организации, действующие на территории края перечислили в бюджет региона в виде налоговых отчислений порядка 10 млрд рублей.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Судя по этим цифрам, в краевом центре интенсивность застройки с наступлением пандемии не уменьшилась, а даже наоборот. Такая статистика дает основание полагать, что коронавирус, все-таки, не ударил по строительной отрасли. Но это не совсем так. Далеко не все руководители компаний-застройщиков готовы рапортовать о своих успехах в духе «пандемия стройке – не помеха». Многие из них столкнулись с реальными трудностями. О них нам и рассказал в интервью депутат городской Думы Краснодара, председатель Совета СРО «Краснодарские строители», заслуженный строитель РФ Аслан Нехай:
Корр: Аслан Юсуфович, я начну с главного вопроса – кадрового. В строительстве процент ручного труда все еще весьма высок, поэтому для любого застройщика обеспечение кадрами строящегося объекта является наиважнейшей проблемой. А на сей момент она еще и усугубляется ограничительными мерами правительства в связи пандемией. Как Вы в данном случае оцениваете ситуацию, в которой оказался строительный бизнес?
А. Нехай: А я начну с приятного. Правительство РФ своим Постановлением от 23 апреля 2020 г. № 566 «Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году» продлило программу льготной ипотеки по ставке 6,5 % до 1 июля 2021 года. Изначально она была рассчитана до 01. 11.2020 г. и хорошо себя зарекомендовала – многие семьи воспользовались этой программой. Помогла она поддержать и строительную отрасль.
За январь – сентябрь 2020 года банки выдали чуть более 1 миллиона кредитов, что на 27% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Не будет секретом, если я скажу, что мы уже давно поделили свою жизнь на «до» и «после». Естественно, от пандемии страдает сегодня уже вся мировая экономика.
Что касается конкретно строительной отрасли, то вынужден констатировать, что падают показатели ввода в строй объектов промышленного производства, сельского хозяйства, а также инженерной инфраструктуры. По прогнозам в целом по стране ожидается ввод в эксплуатацию жилья на 10-15 % меньше, чем в прошлом году. Вместе с тем, в г. Краснодаре за последние 3 года темпы строительства социальных объектов увеличились — это строительство школ и детских дошкольных учреждений. Хотя в строительной отрасли наиболее остро ощущается дефицит кадров, это рабочие профессии и инженерно- технические работники.
Тут скрывать нечего: строительная отрасль сейчас и в самом деле испытывает кадровый голод. Не хватает рабочих специальностей, не хватает и инженерно-технических работников. Это было и до пандемии, это есть и сейчас. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой подготовки специалистов – каменщиков, штукатуров, сварщиков, машинистов спецтехники и пр. Почему это происходит? Да потому что разрушена существовавшая долгие годы система профтехобразования. Это были не только ПТУ, но и учебные комбинаты.
О ПРЕСТИЖЕ ПРОФЕССИИ
В настоящее время и учкомбинатов не стало. Единицы остались по всей России, а у нас в Краснодаре один учкомбинат еще действует (Межотраслевой учебный центр на ул. Уральской, 96 – ред.). Мы с ним постоянно сотрудничаем и ежегодно направляем туда на обучение и переподготовку рабочих строительных профессий, участвуем в ежегодных конкурсах «Строймастер», который проводит член совета ассоциации «Нострой» («Национальное объединение строителей» – ред.), координатор по Южному федеральному округу Батырбий Тутаришев. В них принимают участие конкурсанты (представители рабочих профессий и инженерно- технические работники) со всего ЮФО. Победителей награждают ценными подарками и призами, и они получают право участвовать уже во всероссийском конкурсе «Строймастер», который «Нострой» проводит в Москве. Проведение этого конкурса дает возможность показать престиж рабочих профессий в строительной отрасли.
Корр: Престиж престижем, а рабочих рук все равно не хватает. Мы в немалой степени вынуждены рассчитывать на трудовых мигрантов. Ведь учебных комбинатов, как Вы сказали, стало гораздо меньше. Значит, кадры готовить некому?
А.Нехай: Учкомбинат не в состоянии укомплектовать учебные группы, которые преимущественно комплектуются из жителей края. Сами понимаете, приехать в Краснодар из села или станицы, чтобы здесь платить за обучение, за временное жилье, за питание – это далеко не каждый сельский житель может себе позволить.
А что касается иностранных рабочих, то сейчас и с этим проблема. Границы по причине пандемии закрыты – и поток трудовых мигрантов из соседних стран к нам резко сократился. Естественно, это наложит свой негативный отпечаток на темпы и объемы выполнения строительно-монтажных работ в строительной отрасли. Поэтому я считаю, что нам надо больше внимания уделять воспитанию и подготовке местных кадров.
Корр: Понятно, что проблему надо решать на федеральном уровне, но все там решится не так быстро, как хотелось бы, а специалисты нужны сегодня. Не все же время нам рассчитывать на иностранных рабочих, тем более, сейчас при закрытых границах из-за пандемии. Какой же Вы видите выход из создавшейся ситуации?
А. Нехай: Именно по этой причине я вышел на руководство учкомбината с инициативой создать учебные филиалы в районах. Тогда и учащимся будет удобно, и не так обременительно в финансовом плане. Молодые люди смогут жить дома и обучаться профессии, а после обучения они могут быть востребованы не только в Краснодаре, но и у себя в районе. Тогда при наличии своих специалистов многим строительным организациям не понадобится привлекать иностранных рабочих.
Намного сложнее дело обстоит с инженерно-техническими работниками (ИТР). К сожалению, наши вузы готовят дипломированных специалистов для стройиндустрии в таком количестве и такой подготовки, которое не может удовлетворить потребности предприятий стройкомплекса. Но это проблема не одного Краснодара, она есть в каждом регионе, и о ней сегодня уже говорят на самом высоком уровне.
Но кадровый вопрос сегодня – это не единственная серьезная проблема, сдерживающая строительный бизнес в условиях пандемии. Сроки сдачи в эксплуатацию строительных объектов во многом завязаны на поставках материалов и комплектующих изделий, и тут случаются перебои. Я вижу главную причину в том, что наш бизнес курируется Министерством строительства, а наши поставщики – производители стройматериалов, металлоизделий, отделочных материалов и т.д. – находятся под патронажем Минпромторга. Такое разделение было ошибкой, как мне кажется, так как не всегда поставляемые строительные материалы и конструкции не соответствуют техническим условиям и ГОСТам. Поэтому необходимо в обязательном порядке производить на строительном объекте входной и пооперационный контроль строительных материалов и конструкций, а также строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Если бы мы были подведомствены одному министерству, как это было раньше, то строителям легче было бы координировать свои действия с поставщиками материалов, необходимых для строительства. Этот вопрос надо решать на федеральном уровне.
КРАСНОДАР – НЕ РЕЗИНОВЫЙ
Корр: В своё время очень много критики со стороны властей (городских и краевых) высказывалось в адрес руководителей организаций и инвесторов, увлекшихся так называемыми точечными застройками. Сегодня власть призывает осваивать территории в комплексе, то есть не просто дом строить, а вкупе с объектами социальной инфраструктуры. Даже есть соответствующие требования, предъявляемые к застройщику.
А.Нехай: Само понятие «комплексная застройка» известно еще с советских времен, но тогда в него вкладывался совсем другой смысл. Комплексными застройками в те годы назывались строящиеся рядом с новым предприятием жилые микрорайоны со всей инфраструктурой вплоть до пожарной части и отделения милиции. Все, как говорится, было в шаговой доступности – школа, детский сад, поликлиника, работа, досуговые заведения. Это, кстати, по моему мнению, одна из причин, почему Краснодар задыхается в пробках. Потому что вы живете в одном районе, школьник у вас ходит в школу в другом, а вы ездите на работу вообще в противоположный район города. Так создаются пробки в городе с населением в 1 420 тысяч жителей.
А сегодня в краевом центре в принципе строить с таким комплексным подходом нет возможности, потому что свободной земли нет. Если у вас есть земельный участок, и вы хотите на нем построить многоквартирный дом, но на зону отдыха, парковку, спортплощадку и детский сад у вас места не хватает, вам просто не выдадут разрешение на строительство. Ведь существует Генплан, существует утвержденный проект застройки городской территории, в котором все учтено, как и где будет застраиваться город.
А с другой стороны, понимаете, в каком положении оказывается тогда инвестор? Были затрачены средства на приобретение земельного участка, подготовлена проектно-сметная документация, проведена стройэкспертиза, привлечены подрядные организации, подобран персонал. На это все уходит от полутора до двух лет. И потом вам откажут в выдаче разрешения? Откажут. Потому что Краснодар – не резиновый. И разрешение вы получите только при условии комплексного строительства жилья с детскими садами и школами.
Корр: Значит, Вы считаете, что сегодня мы уже преодолели период хаотичной застройки, и такие высотки, как на углу улиц Северной и Перидерия больше на карте города не появятся?
А.Нехай: Это вы имеете в виду дом, построенный на территории школы? Многие были тогда категорически против этого строительства. Ведь, по сути, там от территории школы отрезали участок земли. А ведь на этом участке можно было пристроить дополнительный учебный корпус. Вы посмотрите, у нас сегодня в некоторых школах вынуждены вводить обучение детей в три смены, потому что мест не хватает. Напомню, что еще с советских времен был такой порядок: выделять землю под строительство школ и детских садов с приличным запасом, чтобы в любой момент можно было при необходимости пристроить дополнительные здания. Вот именно благодаря этому, в Юбилейном микрорайоне нам удалось в нескольких детских садах сделать пристройки, что суммарно дало еще 300 дополнительных мест. Но это получается только там, где площадь земельного участка позволяет что-то пристраивать.
Корр: Получается, что в Краснодаре жилья вводится в эксплуатацию больше, чем объектов социального назначения? Поэтому допустили такой перегиб с катастрофической нехваткой мест в школах и детских садах?
А.Нехай: Сейчас как раз этого перегиба нет. Администрация города занимает принципиальную позицию в вопросах градостроительства. Есть Генплан, в соответствии с которым и развивается городская инфраструктура. Я поэтому и говорю, что сегодня получить инвестору, застройщику разрешение на строительство совсем не просто. Необходимо соблюдать нормативные требования проектирования и строительства комплексов.
Краснодарский край – регион, привлекательный для инвестиций, и Краснодар – в первую очередь. Инвестиции способствуют притоку и людских ресурсов, а это накладывает дополнительную нагрузку на всю городскую инфраструктуру. Люди приехали – надо где-то жить, детей устроить в садик, школу и т.д. Вы представляете, если бы все стихийно застраивалось жильем, у нас бы уже в городе было не полтора, а три миллиона жителей.
Беседовал Сергей Ладожский
Рынок жилья пребывает в анабиозе
Рынок недвижимости Кубани, крепко завязанный на строительном бизнесе, несмотря на оптимистические прогнозы некоторых специалистов и СМИ, тоже оказался в непростой ситуации. Эксперт краснодарского агентства недвижимости “Верона” Мария Москвич так описала создавшуюся на риэлторском рынке ситуацию:
– Несомненно, в 2020 году COVID-19 добрался и до сферы недвижимости. Как только ввели ограничения по передвижению, ввели карантин, закрыли/остановили предприятия и т.д., продажи на рынке недвижимости впали в анабиоз. Строительным компаниям, подрядным организациям, агентствам по продаже недвижимости, МФЦ и всей «цепочке», связывающей объект недвижимости и конечного приобретателя пришлось, что называется, «ориентироваться на местности». Благо, что мы живём в век высоких технологий. Практически вся работа по продвижению уже готового жилья на вторичном рынке «просела». А вот первичный рынок продолжил приносить прибыль. По сути, приобретая «долёвку» у застройщика, покупатель не видит конечного результата, а лишь знакомится с его проектом. Вторичный рынок «встрепенулся» лишь после так называемого послабления, когда были разрешены перемещения по городу.
На сей день наблюдается лишь увеличение различных он-лайн сервисов, которые помогают совершать дистанционные сделки. Не скажу, что это что-то принципиально новое – такие сделки проводились и пять лет назад. Покупатель сегодня с меньшими опасениями соглашается на электронное бронирование, электронную регистрацию, заказ отчета об оценке недвижимости, электронную заявку на ипотечное кредитование и прочие услуги. Какого-то резкого перераспределения «вкусовых пристрастий» покупателей на рынке недвижимости, а как следствие, изменения строительства не произошло. Пожалуй, только цены подросли с начала карантина.
Подготовил Сергей ЛАДОЖСКИЙ