В преддверии Дня Победы Первый канал представил на суд зрителя проект, который по неизвестным причинам долгое время лежал на полке, — сериал «Неопалимая купина» (другое название — «Неоконченный бой»). В его основе — произведения Бориса Васильева «Неопалимая купина» и «Встречный бой». Массовая аудитория хорошо знает экранизации другой книги этого писателя, повести «А зори здесь тихие…», рассказывающей о женщинах на войне.
В соверменном проекте женская история тоже присутствует, только декорациями служат как фронтовые, так и мирные будни. Главная героиня Антонина Иваньшина оказалась счастливее пяти девчонок-зенитчиц и вернулась с фронта, но что ждало ее в новой жизни? История о том, как человек, прошедший войну, адаптируется к миру, может оказаться не менее драматичной и тяжелой, чем история о сложивших голову молодых солдатах.
Сериал вышел осенью прошлого года на телеканале «Победа». Его режиссером стал Дмитрий Тюрин, известный по мелодраматическому сериалу «Ласточкино гнездо» и комедии «Любовь с ограничениями». Соответственно, принципиально новый для постановщика формат требовал особой ответственности в обращении с материалом и работе с актерами. Как утверждают создатели сериала, сценарий основан на прозе Васильева, но не следует ей построчно, и в истории есть новые линии и персонажи.
Сам Дмитрий Тюрин заявил следующее: «Произведение — не столько о войне, сколько о том, как война меняет, уродует человека. Причем героическую женщину. Неслучайно Васильев взял такое название для произведения. „Неопалимая купина“ — ветхозаветный образ, это горящий, но чудом не сгорающий куст терновника».
Аллегория органично вписывается в происходящее на экране, а сыгравшая главную роль Клавдия Коршунова действительно сделала образ героини болезненным и пламенным. Только это иное пламя: не парадное и пафосное, а тяжкое, черное, удушливое, и что самое плохое, от него нет спасения. На примере этой истории мы узнаем, с чем порой сталкивались настоящие фронтовики, которым вроде бы выпало главное возможное счастье — уцелеть.
Им приходилось терпеть обывательские пересуды, заниматься не только тяжелой, но и унизительной работой, до конца жизни мучиться от полученных ранений и психических травм и поэтому — не иметь возможности создать семью. Сознание, привыкшее каждую секунду ждать смерти, не скоро сможет привыкнуть к надеждам, планам, иллюзиям и ответственности за другие судьбы.
Антонина Иваньшина — старший лейтенант разведки, вынужденная идти в бой даже в последний день войны. После госпиталя она вселяется в общежитие и сразу сталкивается со сплетнями и насмешками соседок. В то время как страна празднует победу, те, кто ее добывал ценой своего здоровья и жизни, отнюдь не пользуются всеобщей любовью и почетом. Можно отметить, что и Антонина держится замкнуто и недружелюбно, но именно эта естественная реакция и делает ее живым человеком, а не плоским изображением героя на праздничном плакате.
Первым проблеском в новой жизни Антонины становится встреча с капитаном Валентином Вельяминовым (Даниил Страхов) — героиня вспоминает, что она еще живая, молодая, привлекательная женщина, и ее душа начинает раскрываться, она хочет простого семейного счастья. Но затем оказывается, что жена героя, которую он считал погибшей, жива, и он расстается с Антониной.
После этого она старается реализоваться через опеку над девушкой Зиной (Арина Шинкина), забеременевшей от насильника и желающей избавиться от ребенка. Антонина отговаривает ту от аборта (учитывая, что на тот момент он производился только самопально, это было спасением не только для не рожденного еще ребенка, но и для женщины), но не может заставить ее быть любящей матерью. Зина уезжает, оставляя дочь Антонине, однако ребенок вскоре погибает от голода.
Сложно судить, смогла бы героиня стать хорошей матерью, если бы сложилось по-другому. Может ли человек со сломленной душой полноценно воспитать ребенка, не видит ли он в нем главным образом спасение и бегство от собственной боли? Это очень острые вопросы и еще один страшный след, который война оставила в жизни народа, — почти целое поколение росло, не зная отцовского воспитания и не чувствуя здоровой, полнокровной материнской любви.
Следовало ли перед праздниками выпустить на большой экран сериал, в котором совсем не ощущается победного духа, в котором послевоенное общество выглядит озлобленным и разобщенным, а его будущее — туманным и тревожным? Однозначно да, потому что истинные патриоты должны знать родную историю с разных сторон и понимать, что в войне победили не мифические герои и божества, а люди со слабостями, страхами, пороками, инстинктами.
Всячески их идеализировать, превращая в иконы, — значит искажать истинную историю победы, в которую каждый внес что мог. Поэтому нужны и такие картины, где, быть может, не так высок градус опасности и ужаса, но напряжение от душевного надлома буквально висит в воздухе.
В советском фильме «А зори здесь тихие…» немало места уделено романтике в картинах прошлого героинь, а нынешняя экранизация произведений Васильева вышла предельно мрачной. Одни бойцы навсегда остались молодыми, не вернувшись с фронта, — а другие вернулись, но жизнь для них не дар, не благословение, а тяжелая повинность, в которой не предвидится никакого просветления.
Избегая таких тяжелых и неудобных тем, мы никогда по-настоящему не поймем трагедию нашего народа и не проникнемся к ветеранам искренней, а не бравурной благодарностью.
Людмила Семенова
1 comment
«Психолог не помогает»: третьеклассник из Таганрога, пообещавший изнасиловать учительницу, давно третирует школу Кремль растворил либерализм в империи Вряд ли кто-то мог предвидеть времена, в которые Анатолий Чубайс и Захар Прилепин станут де-факто членами одной партии.