Первый кассационный суд общей юрисдикции (Саратов) проверил судебные решения по уголовному делу о продаже авторучки с функцией видеозаписи и диктофона. Суды признали владельца гаджета виновным по ст. 138.1 УК РФ (незаконный сбыт специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации).
Из материалов дела следует, что в мае 2020 года житель Нижнего Новгорода Андрей Пискарев опубликовал в интернете объявление о продаже товара с описанием «Ручка „разведчика“ с камерой и диктофоном». Через некоторое время ему позвонил гражданин, который участвовал в проведении оперативно-разыскного мероприятия «проверочная закупка», и сообщил о намерении приобрести устройство. Встретившись с покупателем, Пискарев передал ему ручку, за что получил 10 тыс. рублей. После этого продавец был задержан сотрудниками правоохранительных органов, которые получили от подставного покупателя запись следующего содержания.
— Где у нее здесь камера-то? Ее вообще не видно, да? — интересуется покупатель.
— Да. Вот камера. Она вставляется вот так вот. — Пискарев указывает на камеру, расположенную на ручке.
— У меня ноутбук есть, может, проверим, а то деньги немалые, — предлагает покупатель.
— Давайте, конечно. Вот запасные стержни. Здесь инструкция. Тут по-русски нету, я ее покупал, эту ручку, в свое время. Сейчас они у нас не продаются, вроде запрещены.
— Запрещены?
— Якобы, говорят, я слышал. Так с другой стороны вроде… ну, игрушки.
Автозаводский районный суд Нижнего Новгорода, рассматривавший дело по первой инстанции, установил, что Пискарев во время передачи ручки покупателю объяснил, как производить фото- и видеозапись и как подключать ее к компьютеру. В ходе экспертизы было выявлено, что данное устройство относится к специальному техническому средству, предназначенному для негласного получения информации, потому что оно закамуфлировано под авторучку, что позволяет скрытно, не привлекая внимания окружающих, производить фото- и видеозапись. Пискарев не имел права заниматься ее продажей, поскольку для этого нужна специальная лицензия, указал суд.
Сам Пискарев не признал свою вину, показав, что приобрел ручку на борту самолета (авиакомпания это отрицает). По его словам, он думал, что это игрушка, поскольку описание товара находилось в каталоге. Некоторое время использовал ручку как флешку, сохранял на нее видеозаписи, после чего она пять лет лежала в шкафу. Потом они с женой решили продать устройство, чтобы купить компьютер. Покупатель нашелся через месяц, они созвонились и договорились о встрече. В назначенный день увиделись, и Пискарев показал, как работает ручка. Они подключили устройство к компьютеру как флешку и проверили. При этом покупатель спрашивал, является ли эта ручка запрещенной, на что Пискарев отвечал, что возможно.
Суд критически отнесся к словам подсудимого и приговорил Пискарева к штрафу в размере 20 тыс. рублей. Апелляционная инстанция оставила приговор без изменения.
В кассационной жалобе адвокат осужденного отрицал умысел его подзащитного на сбыт специального технического средства, просил приговор и апелляционное постановление отменить, дело вернуть на новое рассмотрение.
Судебная коллегия Первого КСОЮ пришла к выводу, что нижестоящие суды верно установили фактические обстоятельства совершенного преступления, вина Пискарева доказана, а назначенное наказание соразмерно содеянному, сообщила пресс-служба кассационной инстанции.
LegalReport