Госдума одобрила в третьем чтении закон, которым в Уголовном кодексе РФ устанавливается повышенная ответственность сотрудников правоохранительных органов за пытки. Авторами поправок стали главы парламентских комитетов по законодательству депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас.
В ст. 302 УК РФ (Принуждение к даче показаний) вводится новый субъект преступления — сотрудник правоохранительного органа. Действующая редакция УК РФ в качестве возможных субъектов преступления закрепляет только следователей и лиц, проводящих дознание. Кроме того, усиливается наказание за пытки, организованные и/или проводимые представителями власти с целью принуждения к даче показаний (ст. 302 УК РФ) или запугивания (ст. 286 УК РФ). Такие преступления будут наказываться лишением свободы на срок до 12 лет, а это переводит их в разряд особо тяжких и увеличивает срок давности по таким деяниям.
В случае же, если пытки при принуждении к даче показаний привели к гибели человека или причинили тяжкий вред его здоровью, за это будет грозить лишение свободы сроком от 8 до 15 лет с невозможностью занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.
Также дано более детальное и четкое определение пытки, соответствующее Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, заключенной 10 декабря 1984 года. В частности, к целям осуществления пыток отнесено запугивание как способ контроля за личностью заключенного или принуждения другого лица к совершению каких‑либо действий под страхом пытки.
Ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий) дополняется нормой, устанавливающей повышенную уголовную ответственность за превышение должностных полномочий, совершенное с применением пытки, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или причинение тяжкого вреда его здоровью. За это будет грозитьлишение свободы сроком от восьми до 15 лет с невозможностью занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.
К третьему чтению в законопроекте было учтено мнение Верховного суда РФ о том, что пыткой не является причинение страданий, которые возникают лишь в результате правомерных действий лица или неизбежно сопряжены с такими действиями.
Ранее Крашенников сообщал, что поводом к разработке законопроекта стали общеизвестные и вызвавшие озабоченность широкой общественности факты применения жестоких пыток к заключенным в системе ФСИН.