Россия с 15 августа вводит временный запрет на поставку растительной продукции из некоторых районов Молдовы. Об этом со ссылкой на советника главы Россельхознадзора Юлию Мелано сообщил 9 августа Life.ru.
По данным ведомства, за истекший период 2022 года в РФ из Молдовы было ввезено уже около 170 тысяч тонн растительной продукции – это яблоки, виноград, слива и черешня. Ну, с черешней как бы все ясно: сезон прошел, и запрет ей не светит. А вот насчет остальной плодово-ягодной продукции дела обстоят совсем нехорошо.
“Причиной запрета явились неоднократные выявления опасных карантинных объектов в молдавской продукции, поступающей на территорию России, о чём молдавская сторона была ранее неоднократно проинформирована службой”, — уточнила представитель Россельхознадзора.
Однако настораживает другое: это реакция «опасных карантинных объектов» на развороты во внешней политике. Если всецело верить информации Россельхознадзора, то создается впечатление, что мелкие паразиты – от жучков и червячков до микроскопических вирусов – молниеносно реагируют на тональность межгосударственных отношений России со странами-экспортерами. Так и норовят навредить злобной России, а заодно и выслужиться перед руководством страны, где выросли эти фрукты и ягоды.
На примере той же Молдовы. В бытность президентства лояльного к России Додона, все как-то и с вином, и с фруктами, ввозимыми в Россию, было нормально – никаких паразитов замечено не было. Как только с приходом администрации Майи Санду изменилась риторика в отношениях с РФ, сразу же начались проблемы с импортом плодоовощной продукции.
Но надзорное сельхозведомство на этом решило не останавливаться. Теперь у них в планах перекрыть импорт семенного материала из «недружественных стран».
Так, с 6 июля уже ограничен импорт семян французских компаний Lidea France и Limagrain Europe. В них, по информации того же Life.ru, были обнаружены опасные паразиты. Не исключено, что следующими за французами в списке окажутся американские Monsanto и DowDuPont, немецкие Bayer и KWS, японская Sakata. Всего из 20 крупнейших мировых производителей семян овощей, зерновых и масличных культур, работающих на российском рынке, по меньшей мере 16 представляют так называемые «недружественные страны». Они же, между прочим, поставляют для российской сельскохозяйственной отрасли едва ли не 80% всего посевного материала.
С одной стороны, конечно, неплохо было бы напрочь вытеснить с российского рынка, например, Monsanto – признанного мирового лидера по производству генно-модифицированных семян и гибридов. Но чем и кем возникший пробел заместить? Ведь импортозамещение в семеноводстве – это ведь не сыр пармезан варить где-нибудь на Кубани. Прежде всего, это многолетний труд ученых-селекционеров, генетиков, микробиологов. А где их взять, когда наука в России с горя пополам выживает?