Во время многочисленных споров в интернете по поводу представителей российской культуры в нынешней ситуации достаточно часто слышишь реплику: «Что их обсуждать? Отпали и отпали». Считаю это в корне неправильным. Нельзя отмахиваться от какого-то явления, если оно становится пусть не массовым, но значительным.
Тем более что российские СМИ уделяют этому много внимания. Да что там российские. Украинские и русскоязычные СМИ Израиля, США, Германии превозносят Галкина, Хаматову, Гребенщикова, Смольянинова, а сейчас и Слепакова до небес. Это говорит о том, что вопрос о предателях — это вопрос не праздный, а вопрос, если хотите, военный. Дело в том, что состояние культуры в любой стране — это индикатор состояния общества, ведь общество воспитывается культурой. Знание и уважение культуры своей страны, ее традиций, её обычаев, её героев — это и есть показатель зрелости общества, показатель патриотизма.
Российской культуре в 90-е годы прошлого века был нанесён серьёзный удар, целью которого было её разрушение и через это — разрушение российского общества. Разрушенные в России предприятия, проданная земля, уничтожение интеллигенции — это восстанавливается. Но вот души, изнасилованные западной суррогатной культурой, восстановятся не скоро. А некоторые не восстановятся и вообще.
Последствия этой массированной атаки на русскую культуру отчётливо проявились в трудный для России час. В распахнутые с русским добродушием двери в российское общество хлынули не лучшие образцы западной культуры, а отвратительный суррогат. Ведь по большому счёту советские люди были прекрасно знакомы и с западной литературой, и с западным изобразительным искусством, и с западной музыкой. Да, коммунистическая цензура запрещала некоторые произведения, но, честно говоря, большинство граждан СССР не чувствовали себя от этого ущемлёнными. С «открытием границ» широким потоком полилась низкопробная продукция, которая уже была апробирована на западном, а точнее, на американском обывателе.
Литература — детективы, боевики, пасторальные, сентиментальные романы, «сопли и вопли», рассчитанные на «девушек» в возрасте до 70 лет, ждущих своего принца на белом коне. Кино — абсолютно бредовые пропагандистские фильмы, главным посылом которых было «Америка превыше всего!», «Только американцы могут спасти мир», «Только американцы люди — остальные могут быть только их слугами». Изобразительное искусство вообще было заменено перформансами и инсталляциями. Американские идеологи и пропагандисты прекрасно понимали: разрушить Россию можно только в том случае, если сломать все сложившиеся веками структуры жизни российского общества, разрушить базу, на которой оно построено, уничтожить традиции, культуру, веру.
Одновременно с этим шла работа и в другом направлении. С благословления Горбачёва, Ельцина, Яковлева и других деятелей того периода на все ключевые должности в культурной сфере были внедрены «агенты влияния», т. е. те, кто проводил в жизнь эту программу уничтожения России. Было посеяно зло, которое взошло и принесло плоды, собираемое Россией сейчас.
И я настаиваю, что это американская программа и что она была направлена именно на уничтожение России. Россия — самодостаточная страна с огромным культурным наследием, с таким же огромным культурным потенциалом, и боролись именно с ней. Ну что бороться, скажем, с Латвией? С чем там бороться? Латышское изобразительное искусство выросло в стенах Петербургской художественной академии, немногие латышские писатели так бы и остались известны нескольким тысячам людей, если бы не были переведены на русский язык и напечатаны миллионными тиражами, латышское кино процветало только в годы, когда Латвия входила в состав Союза, а сейчас тихо умирает на своих хуторах… И то же самое можно сказать об искусстве любой из бывших союзных республик.
В России же за последние 30 лет образовался симбиоз чиновников от культуры — отъявленных русофобов и авантюристов-халтурщиков, выполняющих заказ этих чиновников. Благодаря этому симбиозу появилась деревянная палка, примотанная к доске скотчем в стенах Третьяковской галереи; куча дерьма, исполненная из металла на Болотной площади; редакция Елены Шубиной, специализирующаяся на выпуске откровенно русофобских книг, старательно уничтожающая всю настоящую русскую прозу, многочисленные памятники классикам русской культуры, выполненные так, как сказано в «Двенадцати стульях»: «Искусство сумасшедших, пещерная живопись или рисунок, сделанный хвостом непокорного мула, по сравнению с этим казались музейными ценностями».
Казалось бы, начавшаяся СВО поставит все точки над «i», очистит затхлое болото — то, что в последние годы называлось искусством России. И вроде бы с тонущего корабля российской культурки побежали уже первые крысы: Хаматова, Гребенщиков, Гельман, Долин, Галкин со своей женой Пугачёвой, Земфира со своей женой Литвиновой. Некоторые — типа Меладзе и Урганта — попытались устроить шпагат на двух стульях, но стулья стали разъезжаться и шпагат грозит обернуться травмой мужского достоинства. Хотя о достоинстве этих артистов говорить не приходится. Третьи решили, что они самые умные: они решили стрясти с России по максимуму и их пацифизм, густо замешанный на русофобии, проявился после того, как им были выплачены все гонорары. Это Белый, Смольянинов, Назаров. Слепаков, тот вообще, уехав в Израиль, сначала молчал — видимо, надеялся на возвращение. Но «не вынесла душа поэта», и он разразился очередными рифмами, самыми гнусными, которые только могут быть, — оскорбил мать погибшего солдата.
Много, много дерьма выплюнула Россия, но ещё много осталось, к сожалению. Чиновники всех мастей отчаянно покрывают недоносков от российского искусства. Самая любимая отмазка — они играют на частной площадке. Площадка, между прочим, находится на государственной земле. Всё равно, арендован этот ДК или выкуплен. И запретить выступать с антироссийской пропагандой — на это у чиновников мэрии есть полное право. Я уже не говорю о том, что на любой площадке за час можно найти столько нарушений противопожарной и санитарной безопасности, что её можно в мгновение ока закрыть. На любой — 100%.
Если говорить о российском телевидении — то это отдельная статья. В марте — апреле прошлого года вроде бы произошёл поворот к вечному, светлому, доброму — на экраны начали возвращаться прекрасные советские фильмы, гордость не только русского, но и мирового искусства. Но «недолго музыка играла» — и всё вернулось на круги своя. Передачи Малахова — это «одинокая бродит гармонь». Во всех смыслах.
Фильмов о том, что происходит сейчас, практически не снимают. По ТВ показали только один документальный фильм о нынешнем Донбассе — великолепную работу Александры Франк «Донбасс. Дорога домой». А что другие? Не интересно? Боятся, что фильм такой направленности в Канны не возьмут? Зато всякую, простите, ерунду ни о чём — пожалуйста.
Наступило время, когда искусство в России должно стряхнуть с себя морок русофобии, должно вернуться к своим истокам и выгнать всех питомцев 1990-х годов, поставивших перед собой задачу уничтожения русского искусства. Чтобы лечить болезнь, которой подвержена сейчас русская культура, действовать надо не мазями и массажем, а скальпелем. И отсекать всё лишнее. Только тогда будет какой-то толк.