В последнее время в России немало сделали для обуздания не в меру ретивых коллекторов, по стилю работы смахивающих на рэкетиров из 90-х — те же утюги, «коктейли Молотова» в окно должников и похищения детей.
Сегодня недавние «каратели» присмирели, получив в назидание «заточенный» на их перевоспитание закон, который серьезно ограничивает противоправную деятельность и в то же время дает возможность приобщиться к более цивилизованным формам общения с клиентурой. И вроде все сделано правильно, и позорное явление должно уже было изжить себя и уйти в прошлое… Однако факты таковы: несмотря на все усилия, претензии к профессиональным взыскателям продолжают расти числом. «Парламентская газета» разбиралась, как на практике работает закон о коллекторах и что мешает последним быть сдержаннее и человечнее, а правоохранителям внимательнее.
Сажать или отменять
Долгие годы деятельность спортивно сложенных парней, хватко овладевших в конце прошлого века новой для финансового рынка профессией, находилась вне правового поля. Отсутствие догляда со стороны государства за их делами позволяло коллекторам применять разные сомнительные способы склонения должников к «правильному решению», нанося им не только моральный ущерб, но и причиняя вполне ощутимый урон здоровью, в том числе и их родственникам.
Так продолжалось до января 2017 года, когда вступил в силу федеральный закон №230-ФЗ, строго регулирующий деятельность профессиональных взыскателей и устанавливающий уровни ответственности за допущенные нарушения. Новые поправки, принятые в прошлом году, еще более ужесточили требования: теперь коллекторы не имеют права звонить ночью, угрожать, забирать имущество, рассказывать о просроченном кредите родственникам должника и требовать возвращения долга по чужим микрозаймам.
Казалось бы, что еще надо? Ведь уже запрещены любые криминальные методы работы, ограничен доступ к родственникам, а если кто не расслышал, то внушительными штрафами об этом напомнит Федеральная служба судебных приставов, на которую возложена обязанность вести реестр коллекторов, или Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств. Мало? В теории достаточно, но на практике, как выясняется, коллекторам все это до лампочки.
По словам главы Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, число жалоб от должников, подвергавшихся преследованиям со стороны черных коллекторов, в последние годы только растет: если в 2019 году было зафиксировано 2007 таких случаев, то в 2021 году — уже 2942.
Поэтому депутаты от «Единой России» намерены внести в повестку Госдумы доработанный законопроект, предлагающий оценивать угрозы и насилие со стороны коллекторов как «общественно опасные деяния» и наказывать такие действия вплоть до десяти лет лишения свободы.
По словам Василия Пискарева, введение уголовной ответственности за подобные действия «должно обеспечить превентивную защиту интересов граждан, в том числе родственников, соседей и сослуживцев должников, которые подвергаются преследованиям со стороны «выбивателей долгов».
В то же время в ЛДПР настаивают на более радикальных мерах по отношению к коллекторам — полностью их запретить. Об этом журналистам сообщил председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
«Мы настаиваем, чтобы коллекторы в нашей стране были запрещены. Это гангрена на теле нашего общества, которая должна быть удалена», — пояснил депутат. По его словам, точечные коррективы законодательства и призывы действовать в законной плоскости использовать бесполезно.
Медленно и методично
Пользователь соцсети «ВКонтакте» под ником «Я в шоке!» опубликовал занятную историю о своих вынужденных отношениях с коллекторами. Некоторое время назад он купил симку дочери-первокласснице. Не прошло и месяца, ей начали названивать коллекторы.
«По поводу левого кредита, какого-то незнакомого человека и всего прочего. Чтобы расставить все точки над Ё, никакого кредита я не брал, о чем в первый раз спокойно и уведомил этих нехороших (как впоследствии выяснилось) людей. А звонки между тем продолжались. И не мне, а именно мелкой. И эти нехорошие люди взялись запугивать ребенка», — отметил пользователь.
Урезонить зарвавшихся коллекторов удалось не сразу при помощи их же тактики. Папаша узнал номер конторы, которая тревожила дочку, и начал методично им названивать… Через две недели его уже клятвенно заверяли, что номер телефона дочки вычеркнули из всех баз, а через месяц его уже стали узнавать по голосу и просить, чтобы он не звонил.
«С тех пор тишина. Проблем с теми коллекторами я не имею. Мораль: кричать, ругаться и материться — контрпродуктивно. Медленно и методично выжрать мозг — вот правильный метод!» — резюмировал победитель.
Удалить номер из базы
Схожей историей обуздания коллекторского пыла поделился на странице «ВКонтакте» Александр Чернов.
«В один прекрасный день начались звонки, мол, знаком ли вам такой-то человек? Он указал ваш номер в договоре по взятию микрозайма. Ясен красен, я отвечал, что нет. Звонки приходили почти каждый день. Причем от разных контор. Звонил и бот, и живые организмы», — сообщил пользователь.
Он также выбрал путь самурая: начал перезванивать коллекторам. Потом нашел электронную почту агентства, написал туда, «что я публичная личность и пусть удаляют мой номер из базы, ибо он уже начал кочевать в спам рассылки». Затем парень пригрозил статьей о распространении данных без его ведома.
«И вот пришли ответы. Звонки прекратились. СМС тоже. Победа», — написал Чернов.
На своей страничке автор посоветовал требовать удаления номера телефона из базы коллекторов, если кто-то указал его в каком-то договоре. При этом не следует признаваться в знакомстве с человеком, который взял микрозайм.
«Вот тут вас реально задолбают и не удалят ничего», — предупредил автор.
Привет от незнакомого должника
Другой участник соцсети, называющий себя «Ваш последний диетолог», поведал не так давно историю о девушке Кате, которой названивают коллекторы, «потому что ее бывшая подруга набрала кредитов». И не просто набрала, а указала Катю доверенным лицом.
«Это жесть, конечно, но для нас не в новинку. Прошло всего два года, как другая наша знакомая заняла несколько сотен тысяч рублей у общих друзей, чтобы закрыть долг по другим кредитам, и просто скрылась из города. До сих пор о ней ничего не известно», — уточнил он.
Как пожаловаться на вымогателей
Обжаловать действия или претензии коллекторов по возврату просроченной задолженности можно, обратившись в ФССП:
– с заявлением лично в отделение;
– через почту заказным письмом с уведомлением (адреса всех УФССП есть на официальном сайте);
– через официальный портал ФССП.
Заявление приставу можно подать написанным от руки или отпечатанным на компьютере. Желательно прикрепить подтверждающие документы, например переписку с коллектором. По закону ФССП обязана отреагировать на жалобу в течение 30 дней.
Об этом сообщает “Рамблер”.
Далее: https://news.rambler.ru/internet/48773370/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink