Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств, или USA/USSR Maritime Boundary Agreement было подписано 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе и госсекретарем США Джеймсом Бейкером.
Его суть состояла в разграничении экономических зон и континентального шельфа в Чукотском и Беринговом морях, а также территориальных вод на небольшом участке в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна (США).
История вопроса
За основу разграничения взята линия, определенная русско-американской конвенцией 1867 года в связи с продажей Россией Аляски и Алеутских островов Соединённым Штатам.
По условиям соглашения в Беринговом море к США отошли:
- часть исключительной экономической зоны СССР площадью 23,7 тысячи км²; фактически переданная Советским Союзом Соединённым Штатам в 1977 году;
- часть исключительной экономической зоны СССР площадью 7,7 тысячи км²;
- участок континентального шельфа площадью 46,3 тысячи км² в открытой центральной части Берингова моря, находящийся за пределами 200 морских миль от исходных линий.
При этом участок континентального шельфа, отошедший в этой части Берингова моря к Российской Федерации, составил всего 4,6 тысячи км², что на 74 000 км² шельфа меньше, чем полагается при традиционном в таких случаях разграничении по срединной линии.
В отдельных местах исключительная экономическая зона США за счёт неоправданно отданной площади исключительной экономической зоны СССР превысила расстояние в 200 морских миль от исходных линий, что противоречит статье 57 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
В Конвенции о продаже Аляски, подписанной в 1867 году Александром II, не было никаких положений о делении морских пространств.
В 1976 году возникла необходимость в «размежевании», когда прибрежные государства стали вводить 200-мильные рыболовные, а затем исключительные экономические зоны. В то же время в Беринговом и Чукотском морях 200-мильные зоны перекрывали друг друга на протяжении 1500 морских миль.
Минрыбхоз СССР предлагал, с учётом интересов рыбаков, договориться с американцами и установить в Беринговом море срединную линию для разграничения накладывающихся участков, а в Чукотском море и Северном Ледовитом океане — взять за основу линию Конвенции от 1867 года. Все эти предложения не противоречили нормам международного права.
Американцы же настаивали на применении по всей акватории линии Конвенции 1867 года и не соглашались проводить разграничение по срединной линии.
Последствия “сделки Бейкера-Шеварднадзе”
Соглашение часто подвергается критике в России, как с точки зрения правомерности, так и по вопросам несоответствия интересам государства.
Также проблемы возникли и с американской стороны: через 9 лет после подписания парламент штата Аляска сделал заявление о незаконности морских границ между Россией и Соединёнными Штатами. Свои претензии парламентарии обосновали тем, что Бейкер не согласовал условия договора с официальными представителями штата и не пригласил их принять участие в процедуре. Законодательные власти Аляски предложили аннулировать Соглашение, после чего начать новые переговоры уже с учётом мнения и условий арктического американского штата.
Осенью 2002 г. представителями российского Совета Федерации (СФ) был направлен запрос в Счётную палату с просьбой, установить финансовые убытки, причинённые Соглашением от 1990 года. Через 4 месяца в ответ на обращение членов СФ Счётная палата представила отчёт, в котором говорилось: «За 11 лет действия договора Россия потеряла от 1,6 до почти 2 миллионов тонн рыбы. В денежном эквиваленте это составило 1,8-2,3 миллиардов американских долларов». Уступив Соединённым Штатам морскую территорию, Россия потеряла возможность получать улов минтая в среднем около 200-210 тыс. тонн ежегодно.
Более того, невыгодно установленная граница усложнила прохождение судов и заблокировала с восточной стороны Северный морской коридор – важную для РФ транспортную коммуникацию. Ещё один минус – российские промысловики не допускаются в этот район для лова, тогда как рыболовецкие компании Канады, Южной Кореи, Японии и Тайваня могут постоянно добывать рыбу по квоте. Более того, на переданных территориях имеются не только значительные рыбные ресурсы, но и обширные запасы газа и нефти.
Зная о месторождениях природного сырья, американское правительство ещё в 1982 году начало продавать участки компаниям США. Количество реализованных ресурсов с отданных территорий, по подсчётам экспертов уже превысило 200 миллиардов кубометров газа и 200 миллионов тонн нефти.
Американцы заявляют, что переданная им территория (видимо, речь идет о северном, называемом в Соглашении 1990 г. «Специальном районе» к востоку от линии разграничения площадью 23 700 кв. км, который находится в пределах 200 миль от побережья России, но за пределами 200 миль от побережья США (рис. 1) была компенсирована, однако довольно оригинально.
Рис. 1.
Одним из технических аспектов, фигурирующих на переговорах, был характер линий, описанных в Конвенции 1867 г. СССР принимал их за локсодромии, а США утверждали, что эти линии – ортодромии, дуги большого круга. В конце концов, был достигнут «компромисс».
Компромисс заключался в том, чтобы определить линию разграничения Соглашения 1990 г. по так названной «прагматической» линии, проходящей посередине между локсодромией и ортодромией и делящей две большие «спорные» площади пополам.
Вот американцы и предложили «компенсировать» площадь упомянутого восточного «Специального района» путем сдвига на такую же площадь всей «прагматической» линии к востоку (в сторону США). Что и было сделано.
Однако справедливость компенсации состоит в соблюдении не только количественных параметров, но и адекватности качественных параметров. США получили компактный, обширный площадной район, богатый биологическими ресурсами в так называемом Наваринском бассейне. А у СССР взамен оказалась длинная, растянутая на тысячи километров узкая полоска, по большей части проходящая в местах, где «рыбы нет». К тому же эта «компенсация» практически сразу же была «съедена» так называемой «буферной зоной», введенной приказом Госкомрыболовства СССР.
Образно говоря, США получили шоколадные конфеты, а СССР «компенсировали» фантиками от этих конфет, притом что количество «штук» и там и там одинаково.
Такая вот «справедливость» по-американски Бейкера – Шеварднадзе.
Остров Врангеля
Американский обозреватель The Wall Street Journal Томас Дэнс призвал власти США забрать у России остров Врангеля, который, как считает журналист, в 1924 году совершенно незаконно захватила канонерская лодка Ленина «Красный Октябрь». Поводов и причин для аннексии, заявил Дэнс, целых две и все они веские: остров служит «домом для некоторых из величайших природных чудес Земли» (является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО) и еще на нем расположена российская военная база, которая может представлять угрозу для «американского суверенитета».
Да, есть и еще третий, не менее значимый аргумент — остров Врангеля находится слишком далеко от Москвы, аж в восьми часовых поясах.
Тридцать лет назад президент США Джо Байден руководил дебатами сенатского комитета по международным отношениям, во время которых сенатор от Аляски Фрэнк Меркауски сказал, что голосование в пользу договора о границе между США и Россией 1991 года никоим образом не повлияет на потенциальные будущие претензии США на острова
— напомнил автор статьи.
Обозреватель пояснил, что накануне американские летчики перехватили бомбардировщики РФ, «угрожавшие границам Аляски». Он полагает, что это произошло в рамках проецирования потенциальной военной агрессии России против Америки, в которой остров Врангеля играет стратегическую роль.
Остров Врангеля, расположенный в Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским морем и Чукотским морем, назван так в честь российского мореплавателя и государственного деятеля XIX века Фердинанда Петровича Врангеля.
В 1924 году правительство СССР направило к острову Врангеля канонерскую лодку «Красный Октябрь», моряки водрузили на нем советский флаг. Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств, подписанное в 1990 году, не касается прямо и явно морских границ и статуса острова Врангеля, а также семи контролируемых Россией арктических островов, в отношении которых со стороны США могут быть выдвинуты подобные претензии. Кроме того, это соглашение 1990 года не было ратифицировано.
Председатель партии «Справедливая Россия – За правду», руководитель думской фракции СРЗП Сергей Миронов считает высказываемые в США предложения «забрать» у России остров Врангеля следствием «сделки Бейкер – Шеварднадзе», в результате которой в 1990 году к США отошли десятки тысяч квадратных километров исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Беринговом море. Об этом Миронов заявил в комментарии изданию NEWS.ru.
|
– подчеркнул парламентарий.
Лидер социалистов напомнил, что соглашение между СССР и США от 1 июня 1990 года было принято в нарушение всех возможных норм и законов и не было ратифицировано ни Верховным Советом СССР, ни российской Думой.
«Я ранее высказывал свою оценку этой филькиной грамоты и призывал к ее денонсации. Но воз и ныне там. Очевидно, в МИДе рассуждают примерно так: сейчас и без того сложные отношения с США, зачем нам еще один конфликт, лучше отложим вопрос до лучших времен. В результате все откладываем, откладываем, а в итоге наши «партнеры» имеют еще один рычаг давления. Остров Врангеля, конечно, никто не отдаст – как говорится, хотеть не вредно. Но в любом случае пора наконец избавиться от тяжелого наследия Горбачева и Шеварднадзе», – заключил Миронов.
|
По материалам СМИ