Заседание с участием представителей крупнейших интернет-ретейлеров, включая Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Авито» и другие, прошло в Госдуме 24 марта. Поводом для его проведения стал недавний скандал с забастовкой работников пунктов выдачи заказов (ПВЗ) «Ягодок», который худо-бедно удалось разрешить. Чтобы подобного не повторялось, и было организовано заседание.
В начале марта у руководства Wildberries и владельцев ПВЗ возник конфликт, который стал стремительно набирать обороты. Дело в том, что пункты выдачи обязали работать по новым правилам: за любой товар с браком или ошибку на складе им нужно было расплачиваться из своего кармана. Вскоре на ПВЗ посыпались огромные штрафы, которые у некоторых достигали 500 000 рублей. Затронуло происходящее и простых работников, которым стали задерживать зарплату. 14 марта началась забастовка — многие ПВЗ просто взяли и не открылись, отказавшись работать в ноль, а их владельцы в Москве пошли разбираться к руководству «Ягодок». Сперва оно упрямилось и грозило закрыть все бунтующие ПВЗ, но потом, благодаря в том числе вмешательству властей, пошло на попятный. В итоге конфликтующим сторонам удалось прийти к соглашению. Они решили проработать механизмы контроля хранения и доставки товаров, формировать премии и штрафы исходя из результатов работы ПВЗ, а также начислять некий процент вознаграждения по ещё не выработанным факторам. Но такой условно хорошей концовки показалось мало депутатам Госдумы. Ведь такие конфликты могут и повториться, а значит, нужно сделать так, чтобы поводов для них не было. Так и было назначено заседание. По словам одного из участников заседания, депутата от фракции «Справедливая Россия — За Правду» Дмитрия Гусева, встреча прошла продуктивно. Маркетплейсы заявили о подготовке межотраслевого социального договора с ПВЗ. Это будет эдакий список чётких правил, по которым станут взаимодействовать руководства интернет-ретейлеров и владельцы пунктов выдачи. Кроме того, как отметил Гусев, маркетплейсы решили добровольно отказаться от торговли товарами с Украины. Этот вопрос подняли на заседании, поскольку такой продукции в каталогах ретейлеров достаточно много, а украинские продавцы львиную долю от продаж отстёгивают боевикам ВСУ. Ожидается, что теперь товары из Украины пропадут с цифровых «полок». А сразу после совещания новую инициативу предложила член комитета по защите конкуренции Ирина Филатова. Она касается борьбы с недобросовестными клиентами, которые мошенничают с товарами тем или иным образом. Депутат считает, что наказывать нерадивых покупателей нужно по уголовной статье. Сергей Миронов считает, что конфликт между компанией Wildberries и владельцами пунктов выдачи заказов вскрыл целый пласт проблем в сегменте электронной коммерции. Об этом парламентарий заявил накануне рабочей встречи с представителями крупнейших отечественных маркетплейсов.
|
«В прошлом году оборот электронной коммерции в России достиг почти 5 триллионов рублей. Онлайн-покупки стали неотъемлемой частью жизни большого числа людей. Между тем огромный рынок, по сути, работает в правовом вакууме. До последнего времени это устраивало участников отрасли, которые старались улаживать возникающие коллизии, что называется, в рабочем порядке. Но вечно так продолжаться не могло. Где тонко, там обязательно порвется», – подчеркнул Миронов.
Лидер социалистов отмечает, что депутаты фракции СРЗП активно участвуют в совместной работе с представителями рынка по совершенствованию законодательства в сфере интернет-торговли.
«Работа идет по разным направлениям, в том числе в части ограничений на одностороннее изменение условий работы продавцами, введения понятия «платформенная занятость» для работников, но все более вероятно, что в процессе подготовки изменений и поправок к действующим нормам мы подойдем к необходимости разработки отдельного закона об электронной торговле, где будут всесторонне учтены интересы и покупателей, и предпринимателей», – заключил Миронов.
В целом в Госдуме полагают, что прошедшая встреча — только начало большой работы с маркетплейсами. После заседания с руководством депутаты намереваются выслушать и других участников рынка: сотрудников ретейлеров, поставщиков и, конечно же, потребителей.
По материалам СМИ
|