Новости

Несменяемые судьи и отмывание биткоинов: что решили на первом Пленуме года

Пленум на первом заседании в 2019 году предложил отменить процедуру переназначения мировых судей – Верховный суд хочет, чтобы они назначались бессрочно. А еще ВС привел подход к отмыванию денег в соответствие с современными реалиями. Эти и другие решения Пленума представлены в нашем обзоре.

Несменяемые мировые судьи
Сейчас среди всех судей общей юрисдикции только полномочия мировых судей ограничены сроками – они определяются региональными законами и не должны превышать пяти лет. А поэтому сейчас они существенно различаются в зависимости от субъекта, пояснил судья ВС Виктор Момотов.

Виктор Момотов: практика постоянных переназначений мировых судей на новые сроки должна быть прекращена: она не согласуется с конституционным принципом несменяемости судей, а также создает возможность давления на правосудие.

Верховный суд предлагает исправить эту ситуацию. По мнению Пленума, «исключение из закона процедуры переназначения обеспечит беспристрастность мирового судьи».

При этом мировые судьи не будут назначаться навечно – срок предельного пребывания в должности судьи сохранят на уровне 70-ти лет.

Пленум ВС проголосовал за принятие законопроекта, и теперь его внесут на рассмотрение в Госдуму.

Постановление Пленума ВС «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части назначения (избрания) мирового судьи 
на должность без ограничения срока полномочий» (ссылка на скачивание документа в формате .doc).

2
Аттестация военных судей
Другой одобренный Пленумом законопроект устанавливает в военных судах новый порядок внесения представлений о квалификационной аттестации судей. Он приводится в соответствие с порядком, который действует в судах общей юрисдикции.

Разъясняли целый год: все постановления Пленума Верховного суда

То есть вносить представления о квалификационной аттестации председателей и зампредов кассационного, апелляционного, окружных и флотских военных судов будет председатель Верховного суда. Если представление касается судей военных судов, то их будет вносить непосредственно председатель того суда, в котором этот судья работает.

Постановление Пленума ВС «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального конституционного закона «О внесении изменений в статью 19 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» и статью 12 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» (ссылка на скачивание документа в формате .doc).

3

Обновленный подход к отмыванию денег
Пленум ВС обновил подход к отмыванию денег

Злоумышленники все чаще начинают использовать криптовалюты в своих преступных целях. Но мало того, что они используют биткоины, так они их еще и обналичивают.

В связи с этим Пленум ВС указал: под действие Уголовного кодекса попадают операции по отмыванию денег, полученных от продажи криптовалюты. При этом в Верховном суде подчеркнули: само по себе обналичивание криптовалюты еще не говорит о совершенном преступлении – суд должен будет проверять это в каждом конкретном случае.

Помимо этого, поправки уточняют, как именно нужно считать «крупность» отмывания денег. ВС предписывает делать это на момент начала всего процесса. Эта поправка поможет в случаях, когда легализация преступных доходов состояла из множества операций, например, в ходе которых менялся курс валюты.

Постановление Пленума Верховного суда «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» (ссылка на скачивание документа в формате .doc).

4
Новые мировые судьи в регионах
Пленум ВС также обсудил проекты двух федеральных законов, которые увеличивают количество мировых судей в двух субъектах России.

Первый добавляет три новых участка мировых судей в Ставропольском крае – всего их станет 146. Создание дополнительных судебных участков будет способствовать стабилизации работы мировых судей Ставропольского края и реализации права граждан на судебную защиту, пояснили в Суддепе при ВС.

Второй увеличивает число участков мировых судей в Вологодской области с 68 до 69. В Вологодском муниципальном районе области сейчас работают двое мировых судей, и средняя нагрузка на них выше, чем в среднем по области, – почти 630 дел ежемесячно против 490.

«К сожалению, правительство подготовило отрицательное заключение на законопроект, в котором указано, что проблема судебной нагрузки может быть решена путем равномерного распределения судебных участков по территории области», – рассказал Момотов. Он тут же добавил, что в Верховном суде с таким заключением не согласны: перераспределение судебных участков не поможет урегулировать нагрузку на судей Вологодского муниципального района, потому что в этом районе превышена максимально допустимая численность населения на одного мирового судью.

Несмотря на отрицательный отзыв правительства, Пленум ВС решил согласиться с обоими предложенными законопроектами.

Must-read

26 февраля 2019, 9:00

Как подготовить свидетеля к даче показаний

Как подготовить свидетеля к даче показаний

Показания бывают важны в разных делах: уголовных, налоговых, антимонопольных, гражданских. Тому, кто отвечает, нужно обойти все юридические ловушки и сохранить самообладание. Подготовить свидетеля может юрист, но не стоит давать слишком много наставлений: человек не сможет их запомнить и только станет больше нервничать. Советы дала американка Эдна Селан Эпштейн, которая основала свою юрфирму еще в 1989-м. А ее коллеги из России поделились своим опытом.
Есть четыре простых правила, которые можно дать каждому свидетелю. Я сформулировала их, когда увидела, как легко топ-менеджер одной корпорации прошел мой опрос (deposition в США – это досудебные опросы, которые юристы обычно проводят без надзора судьи и затем могут использовать в виде расшифровки как доказательство – «Право.ru»). Я выкинула все обычные «надо» и «не надо», которые так часто используют большие юрфирмы. Свидетелям непросто запомнить эти советы. Их так много, они такие сложные, что люди только больше нервничают и дают еще более глупые ответы.

Вот мои четыре простых правила:

  1. Послушайте вопрос.
  2. Обдумайте ответ перед тем, как начнете говорить.
  3. Отвечайте кратко или развернуто, в зависимости от того, какую стратегию вы выбрали со своим юристом.
  4. Замолкайте или продолжайте, опять-таки исходя из вашей стратегии.

Вы, должно быть, думаете: это слишком легко и просто. На самом деле следовать этим шагам гораздо труднее, чем кажется. Вы, и что важнее, ваш клиент, испытаете трудности при любой «репетиции» показаний. В то же время свидетелю гораздо проще запомнить (а значит, и соблюсти) эти четыре правила, чем 30 страниц указаний, которые ему вручают юрфирмы перед подготовкой.

На все эти мысли меня натолкнуло поведение того самого топ-менеджера.

Менеджер обдумывал свой первый ответ 15 секунд. А я лишь попросила назвать свое имя под запись.

Эдна Селан Эпштейн

Затем мои вопросы становились все сложнее, но менеджер всегда придерживался своего взвешенного подхода. Он казался поразительно непринужденным и в то же время по-настоящему вдумчивым. Этот человек давал понять, что его не запугать и он не намерен из страха говорить то, чего не хотел.

Плюс четырех простых правил в том, что они не требуют большого ума. Даже ребенок может им следовать. Впрочем, они могут сослужить хорошую службу и тому, кто хорошо разбирается в юридических тонкостях. Попробуйте их в следующий раз, когда будете готовить свидетеля. Вам легче будет у него спрашивать, действительно ли он подумал перед тем, как ответить.

Идем дальше

Четыре правила можно уточнять и развивать, если вам так больше нравится. Например:

  • Послушать вопрос – значит убедиться, что вы его поняли. Никто вас не заставляет отвечать на вопрос, если вы не уверены, что вы его поняли. Нет ничего плохого в том, чтобы признать, что вам непонятно. Или попросить юриста прояснить смысл слов. Наоборот, опасно, если вы с «оппонентом» разойдетесь, как в море корабли. А еще вы не обязаны отвечать на плохо сформулированные составные вопросы. Один простой вопрос за раз.
  • Обдумать ответ перед тем, как начнете говорить, – подразумевает, что многие сначала говорят, а потом думают. Не надо так. Юрист может подождать и подождет, прежде чем вы обдумаете свои слова. На самом деле сам факт, что вы берете паузу, вызовет у него уважение. Ведь это не тест на интеллект и не проверка памяти. Если вы не знаете ответ или не помните, то не угадывайте. Лучше признаться в этом, чем дать «вероятно, правильный ответ». Если «репетиция» с вашим юристом освежила память – хорошо. Если память освежил какой-то документ, который вам показали в ходе допроса, – тоже неплохо. Но думайте, прежде чем говорить.
  • Отвечайте на вопрос максимально ясно и недвусмысленно. Не надо одновременно говорить и думать.
  • Остановитесь после того, как дан ответ. Не надо болтать бессвязную чепуху или играть в ассоциации. Если вам кажется, что вопрос сам по себе сформулирован неверно, вы не обязаны ограничиваться словами «да» или «нет», можно пояснить развернуто.

Вам может показаться, что эти правила слишком просты, чтобы иметь какую-то ценность. Тем не менее они способны вселить уверенность даже в самых «подкованных» свидетелей и заставить их воскликнуть: «Я справлюсь!».

Это был сокращенный перевод статьи ABA Journal «Rethinking woodshedding: Trust clients and let them speak freely, but carefully, when testifying» Эдны Селан Эпштейн.

Взгляд российских юристов

Допрос в суде, у следователя или в других органах – это стресс почти для каждого, особенно в уголовном деле, где свидетеля подчас могут перевести в статус обвиняемого. Человек, который очень волнуется, может что-то забыть или ответить неправильно, впасть в ступор или просто запутаться, а значит, им легче манипулировать, предостерегает Артем Раевский из АБ Деловой фарватер . Он перечислил несколько популярных приёмов. По словам адвоката, тот, кто задает вопросы, может:

  • провоцировать;
  • дезинформировать (например, бравировать своей осведомленностью о каких-то обстоятельствах);
  • злоупотреблять незнанием собеседника (например, если человек отказался свидетельствовать против себя и близких, то следователи могут угрожать ответственностью за отказ от дачи показаний и утверждать, что их не могут использовать против него и его родственников).

Российские адвокаты сформулировали правила поведения на уголовном, налоговом и других допросах, а также дали советы коллегам, которые готовят свидетелей.

Советы свидетелям

Знать причину вызова на допрос

Как только поступила повестка, Евгений Розенблат из МКА Князев и партнеры советует изучить и обсудить с адвокатом все обстоятельства, которые могут служить причиной вызова на допрос. При необходимости Розенблат рекомендует проанализировать, какие документы подписывал (или в каких фигурировал) доверитель. Что касается допроса в налоговой, то узнать причину вызова можно из повестки или выяснить у инспектора по телефону, подсказывает Константин Павелко из КСК Групп .

Говорить кратко, точно, но необязательно быстро

Неопытный свидетель чаще всего думает, что лучше рассказать все, что ему известно об обстоятельствах дела, отмечает Розенблат. Но это заблуждение, ведь есть опасность, что все сказанное будет интерпретировано в интересах следствия, делится партнер АБ КРП Михаил Кириенко. Он предостерегает, что «сказанного не вернуть и от него нельзя отказаться». Поэтому лучше всего проявлять сдержанность, считает Розенблат. Не надо говорить о том, что у вас не спрашивали.

Нужно отвечать только о том, что достоверно известно, хотя должностные лица часто провоцируют поддержать слухи, догадки и предположения, говорит Раевский из «Делового фарватера».

На налоговом допросе менеджеру по закупкам не стоит отвечать, что должен делать водитель-экспедитор, потому что менеджера не ознакамливали под роспись с должностной инструкцией водителя. Точно так же бухгалтеру не следует сообщать, где хранит печать директор, потому что достоверно бухгалтер об этом может не знать, а лишь догадываться.

Артем Раевский

Не стоит стесняться брать время на ответ. Тот, кто опрашивает, может торопить свидетеля, но это психологическое давление. Лучше все взвесить, чем сказать не подумав.

Не расслабляться

Те, кто занимается допросами, могут сначала расположить к себе, а потом, когда человек расслабится, медленно, но верно получить всю нужную информацию, говорит Павелко. Юрист советует не вестись на это: лучше держать дистанцию, не откровенничать и не переходить на личное.

Следователь не является другом, он представитель власти с другими, чем у вас, процессуальными интересами.

Михаил Кириенко

Проверить протокол допроса

Дать пояснения – это полдела, важно, как они отражены в протоколе, отмечает Кириенко. В уголовных делах следователи часто записывают показания в протокол в той интерпретации, которая им выгодна, а свидетели подписывают его не глядя, отмечает управляющий партнер МКА Солдаткин, Зеленая и Партнеры (SZP Law) Дмитрий Солдаткин. Протокол нужно внимательно прочитать, а если вы с чем-то не согласны – сообщить следователю или инспектору и внести  замечания.

Взять на допрос адвоката

Он убедится, что права соблюдены, а процедура не нарушена, поможет справиться с волнением и психологическим давлением.

Советы юристам

Разъяснить доверителю, в каком порядке производится допрос и какие у него права и обязанности

Конечно, перед допросом и так повторяют права и обязанности. Но в стрессовом состоянии человек может их сразу забыть или может просто не знать, как их использовать, отмечает Раевский. Поэтому их лучше повторить в спокойной обстановке, чтобы дать человеку настроиться. Раевский также советует напоминать, что в ходе допроса свидетеля по уголовному делу следователь не может задавать наводящие вопросы (те, в которых уже есть ответ или вариант ответа).

Отрепетировать допрос

Розенблат советует «на берегу» сформулировать примерный перечень вопросов и подумать над ответами. Лучший способ подготовиться – это тренировка, уверен Солдаткин: «Предварительный «опрос» позволит выявить острые углы и возможные заблуждения свидетеля».

https://pravo.ru/story/208081/?desc_autoload=

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Суды вводят ограничения из-за штамма «омикрон»

admin

Срок давности для губернатора: Тверской суд не поддержал обвинение

Editor

Власти ФРГ намерены сделать безвизовым въезд российских школьников и студентов

admin

Оставить комментарий

68586856