К нам с письмом обратилось сразу несколько многодетных семей из Анапского района. В 2014 году им были выделены земельные участки под индивидуальное жилищное строительство по соответствующей федеральной программе в станице Гостагаевской – в живописном месте, недалеко от озера. Казалось бы, строй, да радуйся. Но не тут-то было.
Сказали «а»…
Суть закона 138-ФЗ, разрешающего передавать землю безвозмездно многодетным семьям, – облегчить им жизнь. Земля должна быть передана со всей инженерной инфраструктурой: водой, электроэнергией, подъездными дорогами. Однако за пять лет люди так и не смогли приступить к строительству, поскольку сети не подключены. Поначалу анапские власти, получив небывалое финансирование, рьяно взялись за дело: построили 1,6 км водопроводных линий, поставили осветительные столбы, возвели километр ЛЭП, проложили дорогу длиной 1,4 км, протянули газопровод протяженностью 2,3 км. Рабочие под контролем муниципальных служб сделали ливневые канализации, трансформаторную подстанцию, проложили тротуары, пешеходные дорожки и даже установили знаки «Осторожно, дети!». На это всё, по самым скромным оценкам, ушло около 50 миллионов рублей из краевого и муниципального бюджетов.
– Мы смотрели и радовались: скоро начнем стройку! Кто ж думал, что ожидание растянется на годы? – возмущается Алексей Круглов, отец троих детей.
Станичники поначалу даже завидовали многодетным: они еще не построились, а коммуникации есть. Улицам будущего поселка подарили поэтичные названия: Радужная, Лазурная, переулок Утренних Зорь. Однако вскоре романтизм улетучился. Участки здесь до сих пор, спустя пять лет после начала действия Программы, безлюдны.
– Из-за неподключения электроэнергии к участкам мы не имеем возможности ни бетон развести, ни инструмент включить, – объясняет многодетный отец семейства Виталий Колесник. – По выходным сюда приезжаем, смотрим на пустырь…
– Через пять лет, согласно закону, все арендаторы, кто не освоил землю, ее потеряют. По чьей вине? – спрашивают Елена Байдак, Анаида Вардеванян и Наталья Дукина. – Мы требуем дать нам возможность строиться и растить своих детей в человеческих условиях.
Самое печальное, что вся построенная инфраструктура приходит в негодность: дорога растрескалась, пешеходные дорожки вспучило, канализационные люки открыты, а трансформаторная будка разграблена. Миллионы «закопали в землю».
Не до романтики
Кругловы и Никитченко живут на самой романтичной улице – Утренних зорь. Но заря начинается у Алексея Никитченко всегда одинаково прозаично: мужчина бежит из вагончика за дровами, чтобы подкинуть их в остывшую за ночь буржуйку. Девятилетняя Соня собирается в школу. Уже второй год их семья из трех человек ютится на пяти квадратных метрах. Жить им больше негде. Рядом с вагончиком – дежурная связка пятилитровых бутылей воды на хознужды и для питья. Вечером стараются не засиживаться, т.к. света от автомобильного аккумулятора хватает ненадолго.
Единственный из многодетных, кто смог возвести за эти пять лет стены будущего дома, – Алексей Круглов. Каждый день после работы глава семьи приезжал на участок, расчищал и выравнивал участок, без особых механизмов, вручную, месил раствор, выводил стены из блоков, а жена Жанна помогала поднимать наверх тяжелые бадьи. Однажды грузовик с песком застрял за полкилометра от дома, и супруги, как муравьи, тачками тягали его к месту стройки под палящим солнцем. Они очень хотят иметь свой дом. Первым делом, еще не возводя фундамент, Кругловы посадили сад. Крепкие саженцы уже перегнали их младших детей, Настю и Славку. Оба выросли на стройплощадке, в многолетнем ожидании своего дома, приучились играть палками со стройки. В проекте будущего поселка для многодетных никакой детской площадки в помине нет: забыли.
Сейчас при виде несостоявшегося поселка одно приходит на ум: запустение. Вряд ли федеральные власти имели ввиду столь неправильное использование бюджетных средств.
Власть отгородилась справками…
Когда разрабатывалась федеральная целевая программа, предполагалось, что бесплатная земля улучшит жизнь тысяч семей, даст возможность их родителям построить дом, завести огород или подсобное хозяйство, облегчит бытовые и материальные условия. После выхода закона о бесплатной земле в 2012 году в очередь встало более 340 тысяч россиян, воспитывающих трех и более детей. Сложности с ее предоставлением возникли в регионах, где высокая плотность населения, и Кубань – в их числе. Власти то выделяли земли там, куда не проедешь, либо вообще без инфраструктуры, либо на помойке…Но местные чиновничьи выкрутасы, как правило, вскоре исправлялись с помощью общественности.
В Анапе в первые же два года действия программы на очередь встали 268 семей, имеющих трех и более детей. Участки для них начали обустраивать на хуторах Чембурка, Уташ, Тарусин, Суворов-Черкесский, Красный Курган, в станицах Анапской, Благовещенской, селах Супсех, Джигинка, поселках Цибанобалка, Просторном, Виноградном и Пятихатки. В Цибанобалке многодетным выделили земельный массив на 320 участков. Правда, обещанных благ цивилизации здесь также до сих пор ждут.
В управлении капитального строительства города-курорта, которое курирует исполнение программы и является заказчиком-застройщиком, комментируя сложившуюся ситуацию, сослались на ряд причин: частую смену инспекторов Черноморского отдела стройнадзора, на изменение законодательства, на то, что до конца не ясен балансовый вопрос, и даже на то, что многодетные не косят свои участки. Как пояснила в своем официальном ответе замглавы муниципалитета Анапы Анжела Бузунова, на участке для многодетных в Гостагаевской «проведена техническая инвентаризация, выполнены технические планы и паспорта. Получена справка о выполнении ТУ «Водоканала». Администрация города-курорта сейчас намеревается получить такие же справки от энергетиков и Газпрома».
Пока муниципальная власть занята собиранием справок, ссылаясь на объективные причины, многодетные уже написали обращение в межрайонную прокуратуру с требованием подключить построенный поселок к коммуникациям.
Дмитрий СТЕПУРА
Фото Ирина Аксенова
Официальное мнение: Налицо – неряшливость ведения дел и отсутствие воли у местной власти. Это территория муниципальная, и не надо переваливать с больной головы на здоровую. Если сдается линейный объект, то на нем должны быть полностью завершены работы, только тогда выдается заключение о соответствии нормативам. Муниципальная власть должна проявить волю и закончить объект, а принимать его с недоделками – значит согласиться с тем, что ребенок упадет в открытый люк, сломает ногу в открытом люке, или случится другое ЧП.
Олег Белашук,
заместитель руководителя департамента
Краснодарского края по надзору в строительной сфере