Президент России в своем вчерашнем обращении к нации объявил о продлении каникул в стране до конца апреля.
После восьми минут малопонятных слов из уст главы государства у многомиллионного народа большой страны остались одни вопросы, главный из которых – на что жить? Путин на него не ответил. Да и ответа, скорее всего, у него нет. Отсюда и обещание всем гражданам, ничего фактически не значащее: «продлить режим нерабочих дней до конца месяца…с сохранением всем работникам заработной платы».
И вот эта фраза ввела в ступор почти всю страну. И если представителей бюджетной сферы больше интересует вопрос, какую им сохранят зарплату за месяц – должностной оклад или средний заработок, то остальные работающие граждане – индивидуальные предприниматели, работники и руководители предприятий малого и среднего бизнеса – вообще озадачились: откуда взять деньги, если деятельность приостановлена? А ведь таких – порядка 60% от всего трудоспособного населения!
Пока ни Президент, ни глава кабинета министров никак не комментируют этот конкретный момент.
А что, собственно говоря, комментировать, когда в стране официально нет ни карантина, ни режима ЧС. Фактически – да. Мы все сидим как на карантине, потому что практически во всех крупных городах запрещено выходить и выезжать из дома без надлежащих разрешающих документов. Так обычно власти поступают во время карантина. Но тогда, согласно Конституции РФ (ст.ст.55-56) и на основании ст.29 Федерального конституционного закона РФ «О чрезвычайных ситуациях» (№3-ФКЗ от 30.05.2001 г.) исполнительные органы государственной власти обязаны предоставить населению, находящемуся на карантинной территории «гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения».
Но этого нет, потому что нет режима ЧС. Так что, никаких противоречий с законом и Конституцией РФ нет. В Кремле это очень хорошо понимают, а потому и не решается глава государства на крайние меры – введение чрезвычайного положения, при котором придется помогать не только углеводородным олигархам и прочим своим друзьям, но и целому населению.
Но с Путиным-то все понятно: он все-таки юрист. А вот у некоторых глав регионов с этим порой случается промашка, как, например, в Краснодарском крае, где местный губернатор Вениамин Кондратьев (очевидно, не юрист) не стал особо церемониться с терминологией, а взял, да и объявил своим постановлением режим карантина по всему краю. Оно так и называется: «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края» (см. материал «Стилуса» www.ia-stylus.ru/2020/03/31/на-кубани-карантин/
Этот нормативный акт регламентирует режим передвижения по территории региона, что вполне соответствует с карантинной ситуацией. То есть, глава региона жестко и подробно описал обязанности граждан и ограничения на время карантина, только о правах этих граждан – ни слова! Выезд на личных автомобилях – только по спецпропускам, но эти пропуска далеко не все могут получить. За нарушение карантина губернатор призвал наказывать штрафом – ни много ни мало – 40 тысяч рублей (откуда у неработающих целый месяц людей такие деньги?)
«Не может быть оправданий и исключений, если их (граждан – прим. «Стилус») действия идут вразрез с объявленным карантином. Результат должен измеряться и в количестве выписанных штрафов», – цитирует слова Кондратьева пресс-служба администрации Краснодарского края.
Причем, краевые власти свои действия объясняют, ссылаясь на недавние поправки, внесенные Президентом РФ в КоАП – об административных штрафах за нарушение карантина. Но законны ли эти штрафы, если официально в стране главой государства объявлен не карантин, а, извините «каникулы»?
Краснодар на карантине