Проект РЖД, связанный с переносом железной дороги в Сочи с побережья в глубь материковой части (горный кластер), оценивается в 1,37 трлн рублей. Об этом сообщает портал «SochiNews».
Финансирование проекта предполагается из нескольких источников — 330 млрд рублей из Фонда национального благосостояния в 2025-2030 гг. и 1,04 трлн рублей из собственных средств ОАО “РЖД”.
Как пишет “Коммерсантъ”, проектно-изыскательские работы могут начаться уже в 2022 году.
Наиболее дорогой частью проекта называют собственно горную трассу Кривенковская — Калеж — Сочи с ответвлением на Лазаревское: строительство оценивают в 935 млрд рублей. Остальные мероприятия — это уже идущая электрификация участков Ожерелье — Елец (45,7 млрд руб.), реконструкция инфраструктуры на этом участке и участке Воронеж — Горячий Ключ (267 млрд руб.) и строительство новой линии Елец — Воронеж (116,6 млрд руб.), пишет издание.
В РЖД считают, что реализация этого масштабного проекта позволит пассажирским поездам сократить путь из Москвы в Сочи до 16 часов.
Принято считать, что идея переноса железной дороги “Туапсе-Сочи” с побережья в горы впервые была предложена Владимиром Путиным (проект “Южный кластер”), но это не так. Первым эту идею предложил в 2004 году экс-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, бывший на тот момент полпредом Президента РФ в ЮФО. Но тогда предложение чиновника подвергли резкой критике в Правительстве РФ, припомнив Яковлеву провалившийся мега-проект ВСМ “Санкт-Петербург-Москва”. Так и не построенная высокоскоростная магистраль между двумя столицами опустошила федеральный бюджет на 850 млн долларов и стоила г-ну Яковлеву губернаторского кресла.
Но теперь, когда сам президент предложил заняться этим проектом, нет сомнений, что построят. По крайней мере, так было раньше. Сказал Верховный построить автодорогу из адлерского аэропорта в Красную поляну – построили. Дорога получилась красивой, удобной, безопасной и…самой дорогой в мире! Сказал построить мост в Крым – построили! Правда, тоже не дешево обошелся.
Теперь осталось подождать, когда Владимир Владимирович сурово намекнет, что пора переносить “железку” с побережья.
В этом проекте смущают только два вопроса.
Первый – чисто экологического характера. Ведь сейчас дорога от Туапсе до Сочи проходит почти рядом с границами Сочинского национального парка – особо охраняемой природной территории. Переносить ее в горы – значит, залезать на территорию нацпарка. Получим второе пришествие “Олимпстроя”?
Второй вопрос – финансовый. Если РЖД анонсировало готовность вложить триллион с гаком собственных денег, значит, ждите, господа пассажиры, повышения цен на билеты. Ведь деньги уже понадобятся в 2022 году.
НАША СПРАВКА:
Черноморская железная дорога. Немного истории
Сочинский историк Сергей Артюхов пишет (цитата по изданию arch-sochi.ru):
“В 1912-м году на Юге России было создано акционерное общество для постройки Черноморской железной дороги от Туапсе до станции Ново-Сенаки (Грузия). С этого же года начали производить работы по постройке железнодорожного полотна, мостов через реки и тоннелей. Предварительная стоимость проекта исчислялась в 70 миллионах рублей.
В первую очередь строилась дорога до Сочи. На этом участке строительством руководил талантливый инженер В.К. Константинов. В связи с большим разнообразием тоннельных, берегоукрепительных и других сложных работ были приглашены бельгийские и французские специалисты. Для строительных работ были закуплены два мощных паровых экскаватора марки «Бьюсайрус», которые в 1914 году доставили морем из США. Прокладку путей в скальном грунте и строительство тоннелей часто производили с помощью мощных взрывов. В строительстве полотна дороги, мостов и тоннелей принимали участие тысячи рабочих, в основном из русских сельскохозяйственных губерний, где была безработица. Все придорожные земли, которые находились в частной собственности, были выкуплены государством у владельцев. Управление дороги располагалось в Сочи”.
Дорогу построили к 1917 году, а через год большевики зачем-то ее разграбили и практически сравняли с землей. Оно и понятно, почему: “…весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…” – А затем в 1922 году было начато крупномасштабное новое строительство дороги, но уже с советским размахом и большевистским энтузиазмом.